Crescendo, крещендо

Категории словаря

итал., букв. — увеличивая, нарастая

Постепенное увеличение силы звучания. Масштабы и характер использования С., как и противоположного ему diminuendo, эволюционировали вместе с самим муз. иск-вом и его исполнит. средствами. Поскольку вплоть до сер. 18 в. господствовала динамика forte и piano (см. Динамика), С. находило лишь ограниченное применение, гл. обр. в сольной вокальной музыке. При этом С., как и др. динамич. оттенки и приёмы, в нотах не обозначалось. В кон. 16 в. были введены спец. знаки для обозначения forte и piano. Можно полагать, что этими знаками во мн. случаях предопределялось и применение С. или diminuendo при переходе от forte к piano и обратно. Развитие в кон. 17 - нач. 18 вв. скрипичной музыки повлекло за собой более широкое применение С. и diminuendo. С нач. 18 в. стали входить в обиход и особые знаки для их обозначения. Такие знаки встречаются в произв. Ф. Джеминиани (1739) и P. M. Верачини (1744), к-рые, однако, мыслили С. и diminuendo только на одной ноте. Использованные Верачини знаки (напр., в соч. Ж. Ф. Рамо после 1733), впоследствии превратились в сохраняющиеся поныне < и >. С сер. 18 в. композиторы стали прибегать и к словесным обозначениям С. и diminuendo (для к-рого использовались и термины decrescendo, rinforzando). Масштабы применения С. во многом зависели и от инструментария. Так, клавесин, пользовавшийся большим распространением в 16-18 вв., в связи со своей конструкцией не допускал постепенного увеличения силы звучания. Ступенчатым было и возрастание силы звучания органа, к-рый обрёл способность к С. лишь в 19 в. Мн. старинные инструменты обладали слабым звуком, что также ограничивало возможности применения С. Так обстояло дело, напр., с клавикордом. С. более широкого масштаба стало достижимым на струн. клавишных инструментах лишь после того, как клавикорд и клавесин были вытеснены в кон. 18 - нач. 19 вв. фортепьяно. Хотя С. и diminuendo на фп. являются в известной мере ступенчатыми (поскольку каждый звук после удара молоточка более или менее быстро затухает, и усиление или ослабление звучания возможны только от удара к удару), в силу муз.-психологич. факторов это не мешает восприятию С. и diminuendo на фп. как плавного, постепенного. Наибольшие по масштабу С. и diminuendo достижимы в оркестре. Однако и оркестровые С. и diminuendo эволюционировали вместе с развитием самого муз. иск-ва, а также ростом и обогащением состава оркестра. Оркестровые С. большого масштаба и протяжённости ранее других начали применять в своих сочинениях композиторы мангеймской школы. Такие С. достигались не увеличением числа звучащих голосов (распространённый прежде приём), но ростом силы звучания всего оркестра. С этого времени появились и спец. обозначения для протяжённого С. - cresc..., cres. росо а росо, а позднее cres...cen...do.

Очень важные драматургич. функции С. выполняет в симф. произв. Л. Бетховена. В последующее время С. полностью сохраняет своё значение. В 20 в. примечательным образцом использования С. является "Болеро" М. Равеля, от начала до конца построенное на постепенном, ступенчатом нарастании силы звучания. На новой основе Равель возвращается здесь к приёму старинной музыки - динамич. нарастание связано не столько с усилением громкости звучания тех же инструментов, сколько с присоединением новых.

Литература: Riemann H., Zur Herkunft der dynamischen Schwellzeichen, "ZIMG", 1909, Jahrg. 10, H. 5, S. 137-38; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule. Festschrift H. Riemann, Lpz., 1909.

реклама

вам может быть интересно

Скоморохи Национальные культуры
Котильон Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Мелодрама Музыкальные жанры
Лезгинка Музыкальные жанры
Рулада Опера, вокал, пение
Кордебалет Балет и танец
Аппликатура Термины и понятия
Соната Термины и понятия
Колокол Музыкальные инструменты
Фонограмархив Термины и понятия
Сицилиана Музыкальные жанры

Реклама