Де Сабатa, Виктор (итал. Victor De Sabata; 10 IV 1892, Триест — 11 XII 1967, Санта-Маргерита-Лигуре) — итальянский дирижёр и композитор.
Музыкальное образование получил в Миланской консерватории, где занимался по контрапункту и фуге у М. Саладино, по композиции у Дж. Орефиче. Дирижёрскую деятельность начал в 1912 в оперном театре в Монте-Карло. В 1927–57 дирижёр театра «Ла Скала» (Милан). Прославился как интерпретатор оперной музыки Дж. Верди и Дж. Пуччини. Гастролировал во многих странах, выступал в качестве симфонического дирижёра.
На его композиторском творчестве сказалось влияние Р. Штрауса и французских импрессионистов. Автор оперы «Скала» («Il Macigno», 1917, театр «Ла Скала», Милан, 2-я ред. — «Дриада»), балета «Тысяча и одна ночь» («Mille e una notte», 1931, там же), симфонических поэм, увертюр, камерно-инструментальных сочинений, хоров, песен, музыки для драм. театра.
Литература: Muссi R., v. De Sabata, Lanciano, 1937; Gatti G. M., v. De Sabata, Mil., 1958.
И. М. Марков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Дирижировать Де Сабата начал необычайно рано: уже в десять лет он поступил в Миланскую консерваторию, а два года спустя руководил оркестром, который исполнял его оркестровые произведения в консерваторском концерте. Однако известность ему вначале принесли не артистические успехи, а композиторские: в 1911 году он окончил консерваторию, и его оркестровая сюита стала исполняться не только в Италии, но и за рубежом (в том числе и в России). Сабата и в дальнейшем много времени отдает композиции. Его перу принадлежат оркестровые сочинения и оперы, струнные квартеты и вокальные миниатюры. Но главное для него — дирижирование, и прежде всего в оперном театре.
Начав активную исполнительскую деятельность, дирижер работал в театрах Турина, Триеста, Болоньи, Брюсселя, Варшавы, Монте-Карло и к середине двадцатых годов уже получил широкое признание. В 1927 году он занял пост главного дирижера театра «Ла Скала», и здесь он прославился как великолепный интерпретатор классических итальянских опер, а также произведений Верди и веристов. С его именем связаны премьеры многих сочинений Респиги и других ведущих итальянских композиторов.
В тот же период Де Сабата особенно интенсивно гастролирует. Он выступает на Флорентийском, Зальцбургском и Байрёйтском фестивалях, с триумфом ставит в Вене «Отелло» и «Аиду», дирижирует спектаклями «Метрополитен-опера» и Стокгольмской королевской оперы, «Ковент-Гардена» и «Гранд-Опера».
Дирижерская манера артиста была необычна и вызывала много споров. «Де Сабата,— писал в то время критик,— дирижер большого темперамента и просто фантастических телодвижений, но при всей внешней экстравагантности эти жесты действуют с могущественной неотразимостью и столь полно отражают его пламенный темперамент и исключительную музыкальность, так соответствуют тем результатам, которых они требуют, что им просто невозможно сопротивляться. Он — один из тех бесценных руководителей оперного оркестра, возможности и авторитет которых настолько непреложны, что там, где они присутствуют, ничто не может быть неправильным».
За послевоенные годы слава артиста еще больше возросла благодаря его непрекращающимся выступлениям во всех концах света. До конца жизни Де Сабата являлся признанным главой итальянской оперно-дирижерской школы.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.