Детская музыка

Детская музыка — музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. — песни, хоры, инстр. пьесы, орк. произв., муз.-сценич. сочинения. Произв., предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вок. произв. принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инстр. пьесах — степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей, шире области собственно Д. м. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны мн. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произв. сов. композиторов.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой проф. Д. м. Ещё в Др. Греции была известна нар. детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что неск. детских песен было сочинено греч. певцом и композитором Пиндаром (522–442 до н. э.). В Др. Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В ср. века в Европе Д. м. была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни «Птички все слетались к нам», «Ты, лиса, гуся стянула», «Прилетела птичка», «Петрушка — чудная трава». Ладовая основа европ. детских песен — мажор и минор, изредка — пентатоника (нем. детская песня «Фонарик, фонарик»). Гл. особенности муз. языка: гармонич. характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Гор. уличные детские песни (der Kurrenden) в ср.-век. Германии популяризировались своеобразными певч. коллективами (die Kurrende) — бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Рус. старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сб. нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Нек-рые из этих песен дошли до нашего времени («Зайчик, ты, зайчик», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду» и др.). Созданию педагогич. муз. лит-ры для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 — нач. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает «Детская симфония» Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, Д. м. приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Во 2-й пол. 19 в. появилось сравнительно большое количество проф. произв. Д. м. : сб. М. А. Мамонтовой «Детские песни на русские и малороссийские напевы» (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фп. пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фп., напр. «Детский альбом» Чайковского (ор. 39, 1878) — своеобразная фп. сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нар. характера перед детьми последовательно ставятся разные художеств.-исполнительские задачи. Отсутствие мелодич., гармонич., фактурных трудностей делают это произв. доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сб-ки фп. пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

В кон. 19 в. были написаны первые оперы для детей: «Кот, козёл и баран» и «Музыканты» Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); «Коза-дереза» (1888), «Пан Коцький» (1891) и «Зима и весна, или Снежная красавица» (1892) Лысенко. Муз. язык этих опер прост, пронизан интонациями рус. и укр. песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи — «Снежный богатырь» (1906), «Красная шапочка» (1911), «Кот в сапогах» (1912), «Иванушка-дурачок» (1913); А. Т. Гречанинова — «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), «Кот, Петух и Лиса» (1924); Б. В. Асафьева — «Золушка» (1906), «Снежная королева» (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова — «Ёлка» (1900), «Сказка о Принцессе и Короле-лягушке» (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского («16 песен для детей» на стихи А. Н. Плещеева и др. поэтов, ор. 54, 1883), Кюи («Тринадцать музыкальных картинок» для пения, ор. 15), Аренского («Детские песни», ор. 59), Ребикова («Детский мир», «Школьные песни»), Гречанинова («Ай, ду-ду», ор. 31, 1903; «Курочка-рябка», ор. 85, 1919) и др.

Среди произв. зап.-европ. Д. м.: «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» Р. Шумана (1848) — цикл фп. миниатюр, располож. по принципу от простого к сложному; «Детские народные песни» Брамса (1887), сюита Ж. Визе «Игры для детей» (1871) -12 пьес для фп. в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноим. сюиту для симф. оркестра). Известны циклы произв. для фп.: «Детский уголок» Дебюсси (1906–08), «Матушка гусыня» Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток («Маленькому словаку», 1905, — цикл из 5 мелодий для голоса и фп.; в 1908–09 4 тетради уч. репертуара для фп. «Детям»); в его пьесах, в основном нар. характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фп. картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926–37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фп. «Микрокосмос». Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер («Шесть песен для детей на слова Б. Брехта», ор. 53; «Детские песни» на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки). Д. м. много занимается комп. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен «В пятницу после обеда» (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди англ. школьников. Для исп. детьми в сопровождении арфы написан цикл «Обрядовые рождественские песни» (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен — «Морозная зима», «О, мой милый» (колыбельная), канон «Этот младенец». Известность получил «Путеводитель» по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) — своеобразное произв., знакомящее слушателя с совр. симф. оркестром. К. Орф создал большой цикл произв. «Музыка для детей»; в 1950–54 цикл был закончен совм. с Г. Кетман и получил назв. «Шульверк» («Schulwerk. Musik fьr Kinder») — песни, инстр. пьесы и ритмомелодич. упражнения для детей мл. возраста. Дополнение к «Шульверку» — сборник «Музыка для юношества» («Jugendmusik») — практич. основа коллективного муз. воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме «Немецкая детская песня и детская игра» — Fr. M. Bцhme, «Deutsches Kinderlied und Kinderspiel»).

Большое распространение получила опера для детей «Мы строим город» Хиндемита (1930). В детском муз. спектакле «Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу» Бриттена (ор. 45, 1949) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют спец. «Песню для публики». Состав оркестра — струн. квартет, ударные и фп. в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена «Ноев ковчег» (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре — орган, фп., ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене — говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Советские композиторы обогатили Д. м., расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вок. и фп. миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симф. произв., концерты. Большое распространение получил жанр сов. детской песни, к-рая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Мн. сов. композиторы посвятили своё творчество Д. м. Широко известны, напр., фп. пьесы для детей С. М. Майкапара «Бирюльки» (ор. 28, 1926) и сб. «Первые шаги» (ор. 29, 1928) для фп. в 4 руки. Эти произв. отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность муз. языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обр. нар. мелодий Г. Г. Лобачёва: сб. «Пять песен дошкольников» (1928), «Пять песен для детей» (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонац. чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано ок. 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты нар. сказов, сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к нар. лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произв. композитора свойственны современность муз. интонаций, выразительность мелодич. оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен «Солнышко» на стихи А. Л. Барто (1928), песни «Красные маки», «Зимний праздник», «Аппассионата», «Мы — весёлые ребята», вокальный цикл «Цветы» и др.

Большой вклад в Д. м. внесли комп. А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский, А. Я. Лепин, З. А. Левина, М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский, А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня («Про Петю» Кабалевского, «Совсем наоборот» Филиппенко, «Мальчик и лёд» Рустамова, «Медвежий зуб», «Город Лима» Бойко, «Фотограф в зоопарке» Жарковского и др.).

В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов совр. молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодич. богатство, современность яз., художеств. простота, близость к интонациям совр. муз. фольклора (первый его детский сб. — «Восемь песен для детского хора и фортепиано», ор. 17, 1935). Кабалевский — один из основоположников жанра детской лирич. песни («Песня у костра», «Наш край», «Школьные годы»). Он написал 3 тетради педагогич. фп. пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности («Тридцать детских пьес», ор. 27, 1937–38). Его произв. отличают тематич. богатство, близость массовым формам музицирования — песням, танцам, маршам.

Выдающимися художеств. достоинствами обладают произв. для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева «Детская музыка» (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту «Летний день») характеризуются ясностью изложения, относит. простотой муз. материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произв. Д. м. — симфонич. сказка Прокофьева «Петя и Волк» (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её осн. героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с орк. тембрами. Популярны песенка-сценка «Болтунья» на стихи Барто (1939), сюита «Зимний костёр» — для чтецов, хора мальчиков и симф. оркестра (1949).

Для юных исполнителей написаны 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фп., скрипки, виолончели с орк.), 3-й фп. концерт А. М. Баланчивадзе, фп. концерт Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произв. — опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистич. черт детского и молодёжного муз. обихода — маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности муз. языка, виртуозности и камерности.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными муз. средствами многообразие интересов, чувств и мыслей совр. детей и молодёжи. Таковы: «Песня утра, весны и мира» (1958), «О родной земле» (1966) Кабалевского, «Дети рядом с отцами» (1965), «Красная площадь» (1967) Чичкова, «Ленин в сердце у нас» (1957), «Красные следопыты» (1962) Пахмутовой, «Пионер, будь готов!» Зульфугарова (1961).

Музыка занимает большое место в детских фильмах: «Царь Дурандай» (1934) и «Красная шапочка» (1937) Александрова; «Золушка» Спадавеккиа (1940); «Дети капитана Гранта» (1936) и «Концерт Бетховена» (1937) Дунаевского; «Красный галстук» (1950) и «Здравствуй, Москва!» (1951) Лепина; «Айболит-66» Б. Чайковского (1966). Много музыки звучит в детских мультипликац. фильмах: «Бременские музыканты» комп. Г. И. Гладкова (1968), «Крокодил Гена» комп. М. П. Зива (1969). Среди лучших образцов детской эстр. музыки эксцентрич. песенки с развитым сюжетом: «Семь весёлых песен» Кабалевского, «По Москве шагает слон» Пенькова, «Темноты боится Петя» Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствует единств. в мире детский муз. театр, осн. в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы «Волк и семеро козлят» Коваля (1939), «Маша и Медведь» (1940), «Теремок» (1941), «Топтыгин и лиса» (1943), «Царевна-несмеяна» (1947), «Морозко» (1950) Красева, «Три толстяка» Рубина (1956), «Тулку и Алабаш» Мамедова (1959), «Песенка в лесу» Бойко (1961), «Белоснежка и семь гномов» (1963) Колмановского, «Мальчик Великан» Хренникова (1968); балеты для детей «Три толстяка» Оранского (1935), «Аистёнок» Клебанова (1937), «Сказка о Попе и работнике его Балде» Чулаки (1939), «Сон Дрёмович» Чемберджи (1943), «Доктор Айболит» Морозова (1947), «Конёк-Горбунок» Щедрина (1955), «Сокровище Голубой горы» Цинцадзе (1956), «Буратино» (1955) и «Золотой ключик» (1962) Вайнберга, «Золотой ключик» Зейдмана (1957); опера-балет «Снежная королева» Раухвергера (1965) и др.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: «Баранкин, будь человеком» Туликова (1965), «Станция Заваляйка» Бойко (1968).

Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой муз. образования и воспитания детей (см. Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). В СССР создана широкая сеть детских муз. школ, в т. ч. школ-семилеток и школ-десятилеток (св. 2000 детских муз. школ). Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хор. студии и др.). Произв. для детей исполняются по радио и телевидению, на конц. эстраде, в детских театрах, в проф. хор. уч. заведениях (Гос. хор. уч-ще в Москве, Детская хор. школа при Ленингр. академич. хор. капелле). При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Вопросы, связанные с Д. м., находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) при ЮНЕСКО. Конференция ИСМЕ (Москва, 1970) показала значительный интерес мировой музыкальной общественности к достижениям сов. Д. м.

Литература: Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, «СМ», 1948, No 6; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Рацкая Ц. С., Михаил Красев, М., 1962; Андрiевська Н. К., Дитячi опери М. В. Лисенка, Киiв, 1962; Рзянкина Т. A., Композиторы — детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы — детям, М., 1970.

Ю. Б. Алиев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Осло Города
Тар Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Диез Термины и понятия
Драма музыкальная Термины и понятия
Триоль Термины и понятия
Обратимый контрапункт Термины и понятия
Ballon, баллон Балет и танец
Дуэт Термины и понятия
Entrechat, антраша Балет и танец
Обиходный звукоряд Термины и понятия
Интродукция Термины и понятия

Реклама