Форе Габриель

Категории словаря
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

Творческий портрет и список сочинений Форе

Форе (Fauré) Габриель Юрбен (12 V 1845, Памье, деп. Арьеж — 4 XI 1924, Париж) — французский композитор, органист, дирижёр, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1909). С юных лет жил в Париже. Музыкальное образование получил в Школе классической и духовной музыки (1854-65), где по классу фортепиано занимался у Л. Нидермейера (основателя школы), а после его смерти (1861) — у К. Сен-Санса, который оказал большое влияние на формирование творческого облика Форе, способствовал исполнению и изданию его первых сочинений (к окончанию школы Форе был уже автором ряда значительных произведений) и посвятил ему «Бретонскую рапсодию» для органа.

С 1866 Форе — органист в соборах Ренна (Бретань) и Парижа, где в 1877-91 возглавлял хор. капеллу, с 1896 был органистом церкви Ла-Мадлен. С 1871 преподавал в «Школе Нидермейера». С 1892 был правительственным инспектором провинциальных консерваторий. С 1896 профессор по классу композиции Парижской консерватории (в 1905-20 её директор). Как педагог Форе способствовал развитию творческой индивидуальности учеников. Воспитал плеяду видных композиторов, среди к-рых М. Равель, Ш. Кеклен, Ж. Роже-Дюкас, Ф. Шмитт, Н. Буланже, Дж. Энеску, Л. Обер и др. В 1919 в связи с обострившейся глухотой (заболевание началось в 1903) Форе вынужден был оставить пост директора консерватории и прекратить педагогич. работу. Гастролировал как дирижёр с исполнением собств. соч. во Франции и за рубежом (в 1910-11 в Петербурге и Москве).

С 1896 выступал в периодич. печати, в 1903-13 возглавлял отдел муз. критики газеты «Фигаро». Один из основателей (1871) и руководителей Национального музыкального общества, с 1910 пред. «Независимого музыкального общества». Творч., педагогич. и муз.-обществ. деятельность Форе оказала значит. влияние на развитие франц. музыки кон. 19 — нач. 20 вв. Творчество Форе связало эпоху С. Франка и Сен-Санса с эпохой К. Дебюсси и М. Равеля, подготовило почву для муз. импрессионизма; в то же время для Форе была характерна ориентация на классич. и романтич. традиции.

Круг образов творчества Форе не отличается широтой; ведущее место в нём занимают мечтательная и созерцательная лирика, муз. пейзаж. Это определило сдержанный и спокойный, чуждый резким контрастам тон его сочинений, сферу выразительных средств. Стилю Форе свойственны черты, предвосхитившие муз. импрессионизм (нек-рые гармонич. обороты, тонкая картинная звукопись). Излюбленные жанры его творчества ограничены преим. сферой «чистой» музыки. Наиболее близки его дарованию камерно-инстр. музыка, вокальная и инстр. миниатюра. Фортепианнные миниатюры Форе отличаются классич. законченностью и изяществом формы, тонкостью и изобретательностью гармонич. языка, изысканностью фактуры; за приверженность к этому жанру его часто называли «французским Шуманом». На протяжении всей своей жизни Форе обращался также к вок. музыке, в ней раскрылась нац. сущность яркого и трепетного мелодизма композитора, чуткость к настроению и просодии поэтич. текста. Наиболее созвучной ему оказалась поэзия П. Верлена, на слова к-рого написаны вок. цикл «Песни чистой любви», ряд романсов, в т. ч. «Лунный свет», названный М. Равелем одной из самых прекрасных песен во франц. музыке. Гораздо реже, и преим. в последние годы жизни, Форе обращался к соч. крупной формы, мн. из них остались незаконченными и не изданы автором. По мнению Ш. Кеклена, ученика и биографа Форе, «сама натура Форе, сдержанность его искусства, столь личного, интимного, выражающего его „внутреннее я“ — все это несовместимо с оркестром». Даже в реквиеме, где Форе поднимается подчас до высот подлинного драматизма, лирич. миросозерцание автора сказалось в том, что он исключил трагическое Dies Irae и закончил соч. картиной покоя и умиротворения. Как реквием, так и его единственная опера «Пенелопа» явились значит. событием в муз. жизни Франции, а последняя, наряду с оперой К. Дебюсси, признана одним из шедовров франц. музыки 20 в.

В последние годы жизни Форе развившийся недуг привёл к тому, что в его соч. светлые лирические тона сменились мрачными и даже трагическими. Д. Мийо, характеризуя творчество Форе, писал: «Скромность применённых средств и чувство меры в лиризме не дают его голосу состариться. Свежесть тем, изобретательность гармоний, невероятное разнообразие модуляций всегда сохраняют за его музыкой ту новизну, которая прежде всего обращает на себя внимание, когда слушаешь его произведения».

Литература:

Шнeeрсон Г. M., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970, с. 34-38; Vuillemin L., Gabriel Faure et son oeuvre, P., 1914; Vuillermoz E., Musiques d’aujourd`nui, P., 1923; его же, G. Faure, P., 1960; Tiersot J.Un demi-siecle de la musique francaise (1870-1917), P., 1918, 1924 (рус. пер. — Tьeрсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М. Друскина, М., 1938, гл. 9).

A. T. Тевосян
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Период Термины и понятия
Гармонь, гармоника Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Гусан Термины и понятия
Септет Термины и понятия
Тоника Термины и понятия
Дагестанская музыка Национальные культуры
Новозеландская музыка Национальные культуры
Механика фортепианная Музыкальные инструменты
Звуковая система Термины и понятия
Веризм Течения в искусстве
Казачок Музыкальные жанры

Реклама