Ударный музыкальный инструмент типа бубна. Распространён в Узбекистане, Таджикистане, а также в странах Ближнего и Среднего Востока. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой Д. нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К осн. звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамич. оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на Д., разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На Д. играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар Д. составляют разнообразные ритмич. фигуры - усули (узб., тадж.). Д. используется при исполнении макомов, мугамов. В сов. время Д. часто входит в состав народных, а иногда и симф. оркестров. Разновидностями Д. являются груз. дайра, азерб. дэф, арм. дaпп.
Литература: Акбаров И., Ритмы дойры, Таш., 1952; Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962.
И. М. Вызго-Иванова