Изаи (Ysaÿe) Эжен (16 VII 1858, Льеж — 12 V 1931, Брюссель) — бельгийский скрипач, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель.
Родился в семье музыканта. Игре на скрипке учился с 4-летнего возраста под руководством отца — скрипача и театрального дирижёра, с 7 лет — в Льежской консерватории у Д. Хейнберга. Играя одновременно в оркестрах, в 1869 был вынужден оставить занятия в консерватории. Спустя несколько лет, при содействии А. Вьётана, был вновь принят в класс Р. Массара. С 1874 учился в Брюссельской консерватории у Г. Венявского, в 1876-79 — в Париже у А. Вьётана.
Уже в эти годы проявились характерные черты исполнительского искусства Изаи — пламенный темперамент, мощь и красота тона. В 1879-83 концертмейстер симфонического оркестра Б. Бильзе в Берлине, где в 1881 его игру услышал А. Г. Рубинштейн (познакомился с ним ранее в Париже). Увлёкшись необычайным дарованием Изаи, Рубинштейн совершил с ним концертную поездку по Норвегии и Швеции и в 1882 приехал с Изаи в Россию. В Петербурге Изаи впервые выступил с самостоятельными сольными концертами, гастролировал в Москве, Киеве, Одессе. Близкое общение с великим русским пианистом оказало решающее влияние на формирование артистической индивидуальности Изаи, который походил на Рубинштейна не только «львиным» обликом, но и характером исполнительского дарования. Его он называл своим «подлинным учителем в искусстве интерпретации».
Любовь к стране, где он начал артистическую карьеру, Изаи сохранил на всю жизнь. Почти ежегодно он концертировал в России (последний раз в 1912), дружеские отношения связывали его со многими русскими музыкальными деятелями (у Изаи учился и ряд русских скрипачей: М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. С. Мильштейн и др.).
С 1886, после триумфальных выступлений в Париже, начинается наиболее интенсивный период разносторонней музыкальной деятельности Изаи. Он сближается с группой французских композиторов (С. Франк, Э. Шоссон, К. Дебюсси и др.), становится пропагандистом их творчества. С 1886 Изаи — профессор Брюссельской консерватории, в 1888 основал свой знаменитый струнный квартет, с 1895 дирижёр и директор организованных им «Концертов Изаи», имевших громадное значение для развития музыкальной культуры Бельгии (существовали до 1940), В 1918-22 Изаи жил в США, руководил симфоническим оркестром в Цинциннати. Как скрипач выступал до 1928.
В последние годы жизни Изаи был занят проектом организации Международного музыкального фонда, международных конкурсов, которые должны были, по его мысли, способствовать выдвижению молодых талантливых артистов. Проект Изаи был осуществлён лишь после его смерти. В 1937 в Брюсселе состоялся 1-й международный конкурс скрипачей им. Эжена Изаи, в 1938 — 1-й международный конкурс пианистов.
Изаи принадлежал к триаде великих скрипачей, царивших на концертной эстраде в конце 19 и начале 20 вв. Наряду с классическим величием и патетикой Й. Иоахима, волшебной лёгкостью и вкрадчивой чувствительностью П. Сарасате, искусство Изаи олицетворяло дух свободной поэтической импровизации. Последний по времени скрипач романтического направления, он захватывал глубокой экспрессией игры, завораживающей силой ритма, выразительностью и блеском техники, яркостью создаваемых им музыкальных образов. Свободное от узкотрактуемого традиционализма, исполнительство Изаи внесло свежую струю в скрипичное искусство, оказало сильное влияние на Ф. Крейслера, Ж. Тибо, Дж. Энеску, считавших себя его учениками.
Велико значение Изаи как камерного исполнителя, утверждавшего в концертном репертуаре скрипачей сонатный жанр. В содружестве с пианистом Р. Пюньо он дал новое истолкование жанру скрипичной сонаты от И. С. Баха до С. Франка, ставшее образцом для последующих поколений скрипачей.
Изаи был вдохновителем и первым исполнителем многих произведений современных ему французских и бельгийских композиторов. Для него написаны и ему посвящены «Поэма» для скрипки с оркестром и концерт Э. Шоссона, соната для скрипки и фортепиано и струнный квартет С. Франка, струнный квартет К. Дебюсси, соната Г. Лекё и др.
Изаи был талантливым композитором, автором скрипичных произведений. Начав с подражания А. Вьётану, он с годами пришёл к созданию собственного стиля, в котором своеобразно претворены влияния Франка и французских импрессионистов. Большая часть сочинений Изаи программна и написана в свободной «поэмной» форме, таковы «Зимняя сказка» («Chant d’hiver»), «Экстаз» («Extase»), «Элегическая поэма» («Poème élégiaque») и др.
В своих сонатах для скрипки соло Изаи применил ряд технических упрощений, разносторонне использовал звучание открытых струн, раскрыв с неслыханной до него полнотой и красочностью звучание скрипки. Творческие принципы Изаи были развиты Ф. Крейслером. Изаи принадлежит также ряд транскрипций (в т.ч. «Этюд в форме вальса» К. Сен-Санса), редакций классических произведений, каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Он является автором оперы «Шахтёр Пьер» («Piére li houyeû», 1931, Льеж).
Литература:
Ямпольский И., «Эжен Изаи» (с приложеним «Из высказываний Изаи о музыке и музыкантах»), "СМ", 1958, No 8; Гинзбург Л., «Эжен Изаи», М., 1959
И. M. Ямпольский
«Музыкальная энциклопедия» под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.