Antal Doráti
Немного найдется дирижеров, которым принадлежит такое количество записей, как Анталу Дорати. Несколько лет назад американские фирмы вручили ему золотую пластинку — за полтора миллиона проданных дисков; а спустя год им пришлось вторично вручать дирижеру еще одну такую же награду. «Вероятно, это мировой рекорд!» — воскликнул один из критиков. Интенсивность артистической деятельности Дорати огромна. Почти нет в Европе крупного оркестра, с которым он не выступал бы ежегодно; дирижер дает десятки концертов в год, едва успевая перелетать на самолете из одной страны в другую. А летом — фестивали: Венеция, Монтре, Люцерн, Флоренция... Оставшееся время — записи на пластинки. И наконец, в коротких промежутках, когда артист не находится за пультом, оп успевает сочинять музыку: лишь за последние годы им написаны кантаты, виолончельный концерт, симфония и много камерных ансамблей.
На вопрос, где он находит время для всего этого, Дорати отвечает: «Это совсем просто. Я ежедневно встаю в 7 часов утра и работаю с семи до половины десятого. Иногда еще и вечером. Очень важно, что меня еще ребенком приучили к концентрированной работе. У нас дома, в Будапеште, всегда было так: в одной комнате отец давал уроки скрипки, в другой мать играла на рояле».
По национальности Дорати — венгр. В доме его родителей часто бывали Барток и Кодаи. Дорати еще в юности решил стать дирижером. Уже в четырнадцать лет он организовал в своей гимназии студенческий оркестр, а в восемнадцать одновременно получил гимназический аттестат и диплом об окончании Музыкальной академии по фортепиано (у Э. Донаньи) и композиции (у Л. Вейнера). Его приняли ассистентом дирижера в оперу. Близость к кружку прогрессивных музыкантов помогла Дорати быть в курсе всех новинок современной музыки, а работа в опере способствовала приобретению необходимого опыта.
В 1928 году Дорати покидает Будапешт и отправляется за границу. Он работает дирижером в театрах Мюнхена и Дрездена, концертирует. Стремление к путешествиям привело его в Монте-Карло, на пост главного дирижера Русского балета — преемника дягилевской труппы. В течение многих лет — с 1934 по 1940-й — Дорати гастролировал с балетом Монте-Карло в странах Европы и Америки. На дирижера обратили внимание американские концертные организации: в 1937 году он дебютировал с Национальным симфоническим оркестром в Вашингтоне, в 1945 году был приглашен главным дирижером в Даллас, а четыре года спустя сменил Митропулоса на посту руководителя оркестра в Миннеаполисе, где оставался двенадцать лет.
Эти годы наиболее значительны в биографии дирижера; во всем блеске проявились его способности воспитателя и организатора. Митропулос, будучи блестящим артистом, не любил кропотливой работы с оркестром и оставил коллектив в неважном состоянии. Дорати очень скоро поднял его до уровня лучших американских оркестров, славящихся своей дисциплиной, ровностью звучания и ансамблевой слаженностью. В последние годы Дорати в основном работает в Англии, откуда совершает свои многочисленные концертные турне. С большим успехом проходили его выступления «а родине, «Хороший дирижер должен обладать двумя качествами,—говорит Дорати, — во-первых, чиста музыкальной натурой: он должен понимать и чувствовать музыку. Это само собой разумеется. Второе же вроде не имеет ничего общего с музыкой: дирижер должен уметь приказывать. Но в искусстве «приказывать» означает нечто совсем иное, чем, скажем, в армии. В искусстве нельзя приказывать толыко потому, что ты стоишь рангом выше: оркестранты должны хотеть играть так, как им повелевает дирижер».
Именно музыкальностью и четкостью своих концепций привлекает Дорати. Долголетняя работа с балетом приучила его к ритмической дисциплине. Он особенно тонко передает красочную балетную музыку. В этом убеждают, в частности, его записи «Жар-птицы» Стравинского, «Половецких плясок» Бородина, сюиты из «Коппелии» Делиба и собственной сюиты из вальсов И. Штрауса.
Постоянное руководство большим симфоническим оркестром помогло Дорати не ограничивать свой репертуар полутора десятками классических и современных произведений, а постоянно расширять его. Об этом свидетельствует и беглый перечень других его наиболее распространенных записей. Здесь мы находим многие симфонии Бетховена, Четвертую и Шестую Чайковского, Пятую Дворжака, «Шехеразаду» Римского-Корсакова, оперу «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, Венгерские рапсодии Листа и Румынские — Энеску, отрывки из «Воццека» и «Лулу» А. Берга, пьесы Шёнберга и Веберна, «Американец в Париже» Гершвина, многие инструментальные концерты, в которых Дорати выступает тонким и равноправным партнером таких солистов, как Г. Шеринг, Б. Джайнис, и других известных артистов.
"Современные дирижеры", М. 1969.