Нина Львовна Дорлиак

Дата рождения
24.06.1908
Дата смерти
17.05.1998
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
СССР
Магалашвили Кэтэвана Константиновна (1894-1974). Портрет певицы Нины Дорлиак

Нина Львовна Дорлиак (24 июня (7 июля) 1908, Санкт-Петербург — 17 мая 1998, Москва) — русская советская камерная и оперная певица (сопрано), педагог, Народная артистка СССР (1990).

Нина Львовна Дорлиак – певица необычная. Обладая прекрасным, чарующим голосом, она лишь на заре своей сценической карьеры пела в опере. В последующие годы она отдала предпочтение камерному исполнительству, достигнув на этом поприще истинных высот.

Родина Нины Дорлиак – Санкт-Петербург. Среди предков ее были выходцы из разных стран Европы: дед певицы по отцовской линии в XIX столетии эмигрировал в Россию из Тулузы, а мать была родом из Германии. Вокальную одаренность Нина Львовна унаследовала от матери, которая в начале карьеры была фрейлиной двора императрицы Марии Федоровны, а позднее – оперной певицей, выступавшей и в Париже, и в Санкт-Петербурге. Отец был секретарем министра финансов.

В детские годы Нина Дорлиак обучалась в родном городе в немецкой гимназии св. Петра, а ее первой наставницей в вокальном искусстве стала мать. Тяжелые времена наступили для семьи после смерти отца, а после революции Нина с матерью жили в коммунальной квартире. Позднее мать была приглашена в Московскую консерваторию, где преподавала в должности профессора. Став студенткой консерватории, Нина Дорлиак, как и прежде, училась у нее, а после окончания консерваторского курса в 1932 году поступила в аспирантуру, где также обучалась под руководством матери.

В годы учебы в аспирантуре Дорлиак начала выступать в консерваторской оперной студии. Среди исполненных ею партий – Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини, а также две роли в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» – Керубино и Сюзанна. Выступление ее в последней партии привело в восторг известного французского дирижера Георга Себастьяна, и он предложил певице совместное выступление. В представленную Дорлиак и Себастьяном камерную программу вошли произведения Франца Шуберта и Иоганнеса Брамса. Тогда же Владимир Иванович Немирович-Данченко пригласил Нину Дорлиак в возглавляемый им оперный театр, но певица отказалась: она считала, что ее голос – красивый, но не обладающий мощной силой – предназначен не для оперной сцены, а для камерного исполнительства. Именно такой творческий путь она выбрала для себя, став солисткой филармонии. Кроме того, после защиты диссертации в 1935 году она начала преподавать в Московской консерватории.

На протяжении 1930-х годов Дорлиак концертировала с различными пианистами. Среди них были и знаменитые солисты, лишь периодически выступавшие в качестве аккомпаниаторов: Мария Вениаминовна Юдина, Константин Николаевич Игумнов, Мария Израилевна Гринберг.

В 1938 году умер брат Нины Львовны – актер театра Вахтангова Дмитрий Львович Дорлиак. Певица и ее мать взяли на себя заботу о его сыне Дмитрии, который впоследствии жил во Франции и тоже стал актером.

Во время Великой Отечественной войны Нина Львовна находилась в эвакуации в Тбилиси. Именно там – в гостях у друзей – она познакомилась со Святославом Теофиловичем Рихтером (впоследствии певица описывала свое первое впечатление о нем как «очаровательное»). Следующая встреча состоялась уже после возвращения в Москву – в 1943 году, в день похорон Немировича-Данченко. Святослав Рихтер предложил певице совместный концерт. Поскольку Рихтер был к тому времени уже известным пианистом, она подумала, что речь идет о концерте, на котором в одном отделении будет выступать он, а в другом – она, но оказалось, что Рихтер желает ей аккомпанировать. Не сразу была реализована эта идея – первое совместное выступление Дорлиак и Рихтера состоялось незадолго до завершения войны, в марте 1945 года. Это произошло в Малом зале Московской консерватории на авторском вечере Сергея Сергеевича Прокофьева – Дорлиак и Рихтер исполнили «Гадкого утенка» и еще несколько сочинений композитора.

Так было положено начало многолетнему творческому союзу. Нина Дорлиак и Святослав Рихтер стали друг для друга не только сценическими партнерами, но и спутниками жизни, и отношения их были очень трогательными: например, даже после нескольких десятков лет совместной жизни они относились друг к другу с таким почтением, что обращались исключительно на «вы». Репертуар дуэта отличался разнообразием. В него входили и романсы русских композиторов – Глинки, Даргомыжского, и вокальный цикл Мусоргского «Детская», и песни Шуберта и Шумана, и вокальная лирика французских композиторов – Дебюсси, Векерлена, и вокальные произведения Моцарта и Баха. В то же время Дорлиак пела произведения композиторов-современников – в частности, она участвовала в исполнении вокального цикла Дмитрия Шостаковича «Из еврейской народной поэзии».

Нина Дорлиак сравнительно рано – в 1961 году – завершила сценическую деятельность, сосредоточившись на преподавании в консерватории. Среди ее учеников немало известных певцов: Галина Писаренко, Татьяна Тугаринова, Эрик Курмангалиев.

Нина Дорлиак ушла из жизни в 1998 году, менее чем через год после смерти Рихтера.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Чарли Паркер Инструменталисты
Фридрих Кулау Композиторы
Джошуа Белл Инструменталисты
Пьер Байо Инструменталисты

Реклама