Наталия Михайловна Дудинская

Natalia Dudinskaya

Дата рождения
21.08.1912
Дата смерти
29.01.2003
Профессия
Страна
СССР
Наталья Дудинская
Наталья Дудинская Сцена из балета «Лебединое озеро»: Наталья Дудинская в роли Одиллии Н. Дудинская и К. Сергеев: их творчество и жизнь были неразрывны

Творческая биография Наталии Дудинской начинается задолго до ее рождения – когда ее мать, тоже Наталия, в юности увлеклась балетом. Она занималась музыкой, ей пророчили большое будущее в качестве скрипачки, но она мечтала только о танцах.

Начав брать уроки в шестнадцать лет, она добилась немалых успехов и стала выступать под псевдонимом Тальери. Потом, выйдя замуж за генерала Михаила Дудинского, она переехала из Санкт-Петербурга в Харьков, к месту службы супруга.

Там у нее 8 августа 1912 года родилась дочь, которую тоже назвали Наталией. В раннем детстве девочку стали водить в балетную студию, которую основала ее мать. Очень рано проявились ее врожденный артистизм, музыкальность. Она полюбила балет, внимательно и пытливо всматривалась в танец и удивительно легко, изобретательно подражала ему. Вскоре ни у кого уже не оставалось сомнений в том, что девочка талантлива, что ей необходимо танцевать и совершенствовать свой талант. Наталья Александровна оставила балетную студию в Харькове и уехала в Ленинград для того, чтобы отдать дочь учиться в хореографическое училище.

В студии под руководством матери закладывались основы мастерства, и подготовка девочки привела в восхищение Ваганову на приемных экзаменах в Петрограде. Наташа поступила сразу во второй класс.

Девочка относилась к занятиям серьезно, самозабвенно, порой фанатично. Ее часто можно было увидеть в балетном классе уже после того, как занятия были закончены. Дудинская отрабатывала танцевальные движения с настоящей одержимостью и страстным желанием довести технику до совершенства. Ее часто называли «техничкой», но Ваганова знала, что ее ученица – не только виртуозная исполнительница, но еще и прекрасная, глубоко одаренная драматическая актриса.

Выпускной спектакль класса, в котором училась Дудинская, состоялся 22 июня 1931 года. Это был балет «Корсар». Ей предстояло танцевать дуэт с Константином Сергеевым, который только что окончил училище. Этот дуэт был их первым совместным выступлением и еще одним исключительно важным моментом в жизни Дудинской. Тогда они еще не знали, что спустя несколько лет судьба снова сведет их вместе, и они прославятся как великолепная балетная пара. И уж тем более не знали того, что не только их творчество, но и жизнь станут неразрывны – Дудинская и Сергеев впоследствии стали мужем и женой. К этому «приложила руку» Ваганова, которая создала их дуэт.

Выпускной спектакль имел успех. Наталия Дудинская оправдала надежды своей матери, которая с волнением следила за ее выступлением из зрительного зала, а сама Ваганова впоследствии отметила, что исполнение ученицы было «блестящим по форме, артистичности и технике».

Возможности девятнадцатилетней Дудинской уже в то время были так велики, талант столь искрометен, что в первый сезон ей поручили партию Одетты-Одилии в «Лебедином озере». За «Лебединым озером» последовала «Спящая красавица». Дудинская очень любила партию Авроры, соответствовавшую ее жизненному настрою, в котором преобладали светлые эмоциональные краски. Впрочем, для нее не существовало нелюбимых партий, каждый раз она предпочитала ту, в которой выступала. Она была нежной Жизелью, доверчивой и преданной Никией, таинственно-загадочной Медорой, лучезарной Китри, романтической Машей, изысканно-сказочной Раймондой.

Первые годы ее выступлений в Ленинградском театре имени Кирова были особенно трудными, потому что на его сцене уже блистала Галина Уланова. Она была признанной балериной, а Дудинской еще предстояло завоевать признание.

В молодости она была похожа не на звезду сцены, а на спортивную девушку своего времени – ныряла с десятиметровой вышки, пела под гитару и вполне обходилась бутербродами с колбасой. В танцующей Дудинской все было избыточно, включая прославленный темперамент и не менее прославленный напор вращений. Она жила, как танцевала, на полную катушку. Когда Дудинская вылетала на сцену – как будто проносился порыв ветра: не зря ее называли «королевой быстрых темпов». Ее ураганные вращения по кругу, которыми она блистала в «Лебедином озере», лучше пояснений либретто объясняли, почему принц увлекся таким Черным лебедем. Каждый спектакль Дудинская превращала в личный бенефис и оттого – в зрительский праздник.

Как многих успешных ленинградских балерин, Дудинскую неоднократно пытались сманить в Москву, в Большой театр. Она прекрасно понимала, почему этого не сделает никогда: во-первых, в Ленинграде была ее педагог Агриппина Ваганова, во-вторых, в Москве она быстро растворилась бы среди таких же колоритных и ярких танцовщиц, блистающих в правительственных концертах.

Одной из первых ролей Дудинской в балетном спектакле стала роль Мирель де Пуатье из «Пламени Парижа», и она исполнила ее блестяще. Зрители надолго запомнили Дудинскую-Мирель со знаменем в руках, с высоко поднятой головой. В дальнейшем героические роли особенно хорошо удавались Дудинской. А вот роль Марии в «Бахчисарайском фонтане», прежде исполняемая Улановой, оказалась для нее неудачей. Дудинская дублировала Уланову уже не в первый раз, но в этом балете не сумела найти себя и воссоздать на сцене такой же яркий образ Марии, который так великолепно удался Улановой.

Еще одной творческой удачей балерины стала роль Корали в балете «Утраченные иллюзии». Она снова дублировала Уланову. Именно в образе Корали Дудинская смогла проявить черты своей актерской индивидуальности. После «Утраченных иллюзий» ее признали не только как балерину, но и как актрису, и уже перестали называть «техничкой». Эта роль позволила Дудинской наконец выйти из тени блистательной Улановой и стать самой собой.

И все же окончательно определить направление таланта Наталии Дудинской смог только Вахтанг Чабукиани, давший ей главную партию в балете «Лауренсия». Героические роли всегда удавались Дудинской, а роль Лауренсии она исполнила просто блистательно.

Роль Никии в спектакле «Баядерка» была одной из крупнейших удач Дудинской. Ей предстояло преодолеть психологический барьер: Никия уже вошла в историю как роль Марины Семеновой – признанной балерины, перед талантом которой сама Наталия Дудинская преклонялась еще со времени своей учебы в хореографическом училище. К тому же среди партнеров по спектаклю были и те, кто видел в этой роли великую Анну Павлову. Однако Дудинская сумела прекрасно справиться с образом, внести в него свои, индивидуальные черты.

В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, театр был эвакуирован в Пермь, где в трудных условиях продолжалась работа. В декабре 1942 года состоялась премьера балета Арама Хачатуряна «Гаяне», в котором Наталия Дудинская танцевала ведущую партию. Именно в годы эвакуации состоялось их творческое сближение с Константином Сергеевым, с которым когда-то давно Дудинская-выпускница танцевала свою дипломную роль. Одна из исключительных удач этого дуэта – балет «Золушка», после которого их творческий путь стал уже неразделим. Удачным было и сотрудничество в балете «Медный всадник». В сороковые годы за балеты Сергеева, в которых она исполняла главные партии («Золушка», «Раймонда»), Дудинскую буквально осыпали государственными премиями.

Наталия Дудинская в течение 33 лет выступала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. Она благодаря отличной выучке стала балериной-долгожительницей – блиставшая в молодости в роли Авроры, в зрелые годы блестяще исполнила партию злой феи Карабосс в фильме-балете «Спящая красавица» – ей было тогда пятьдесят четыре года, но ее пуантовой технике позавидовала бы молодежь.

Партнерами Дудинской были легендарные танцовщики: Вахтанг Чабукиани, Борис Брегвадзе, Константин Сергеев. Она стала самой первой партнершей Рудольфа Нуриева в Кировском театре. Танцевать с балериной такого уровня и такой славы в «Дон Кихоте» было для молодого танцовщика и поддержкой, и солидным авансом. Правда, когда он эмигрировал, расхлебывать неприятности пришлось именно Дудинской и Сергееву.

Оставив сцену, артистка продолжала жить балетом и до последнего времени не оставляла преподавание в Вагановском училище (ныне Академия русского балета), в котором проработала более полувека.

Знаменитая балерина Наталия Дудинская скончалась 29 января 2003 года в Санкт-Петербурге на 91-м году жизни.

Д. Трускиновская


Заслуженная артистка РСФСР (1939), народная артистка РСФСР (1951), народная артистка СССР (1957), лауреат Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1951). Окончила Ленинградский хореографический техникум в 1931 (ученица А. Вагановой).

В 1931-62 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Лауренсия; Снегурочка («Весенняя сказка»), Гаянэ; Милица («Милица»), Параша; Галя («Родные поля»), Золушка; Панночка («Тарас Бульба», балетм. Б. Фенстер), Сари («Тропою грома»), Сюимбике; Панна («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов), баронесса Штраль («Маскарад»), хореографические миниатюры «Венский вальс», «Альборада»; др. партии: Никия; Лебедь, Одиллия («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Одетта — Одиллия; Аврора, принцесса Флорина («Спящая красавица»), Раймонда; Китри, Уличная танцовщица («Дон Кихот»), Жизель; Корали («Утраченные иллюзии»), Мирель де Пуатье («Пламя Парижа»), Маша; Маниже («Сердце гор»), Эсмеральда, Диана, Флер де Лис («Эсмеральда»), Медора; Катерина («Катерина»), Мария; 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), Бабочка («Карнавал»), Вакханка.

Снималась в к/ф «Дон Сезар де Базан» (испанский танец), «Я вас любил» (Зоя Павловна), ф/б «Мастера русского балета» (Одиллия), «Концерт мастеров искусств», «Спящая красавица» (фея Карабос), ф/к «Концерт № 1».

В 1951-70 педагог класса усовершенствования в Театре им. Кирова, в 1963-78 репетитор. С 1964 педагог ЛХУ.

Дудинская — классическая балерина, «крупнейшая танцовщица героического плана» (В. Красовская), одна из основоположниц советского виртуозного танца. «Дудинская... достигла вершин виртуозного исполнения классического танца. Вот про кого можно сказать, что великое трудолюбие составляет добрую половину таланта и обеспечивает его развитие. Дудинская обладает сильным прыжком без какого-либо напряжения, да еще баллоном» (Ф. Лопухов).

Определяя особенности стиля, приметы ее мастерства, В. Богданов-Березовский писал: «Как на примечательную черту индивидуального стиля... следует указать на поразительные темпы ее танца... темпы эти тем поразительнее, что осуществляются на комбинационных приемах огромной сложности...»

Дудинская — одна из любимых учениц А. Вагановой, в ее творчестве особенно ярко проявились основные черты вагановской школы. Огромное влияние на формирование балерины оказал и В. Чабукиани, ее многолетний партнер. Моментом рождения балерины явилось создание ею образа Лауренсии. Эта роль была предназначена балетмейстером В. Чабукиани специально для нее, с учетом ее творческих возможностей, героического, волевого, динамичного характера ее танца.

После 1945 партнером Дудинской стал К. Сергеев. Его творческая индивидуальность оказала большое влияние на дальнейшие партии балерины. С Сергеевым балерина участвовала в создании новых балетов советских композиторов Прокофьева, Глиэра, Соловьева-Седого, Караева. Классический репертуар занимал значительное место в творческой жизни балерины. Дудинская была превосходной исполнительницей партий Китри, Никии, Одиллии, Раймонды.

Сочинения: Незабываемые уроки.— В кн.: А. Я. Ваганова. Л., 1958; Служение искусству.— В кн.: Константин Сергеев. М., 1978; А. Сизова.— Муз. жизнь, 1967, № 2; Об Агриппине Яковлевне Вагановой.— Театр, 1983, № 6; ряд статей в периодической печати.

Литература: Мовшенсон А. Наталья Михайловна Дудинская.— Л., 1951; Кремшевская Г. Наталья Дудинская.— Л., 1964; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Кремшевская Г. Танцует Наталья Дудинская.— Театр. Ленинград, 1957, № 10; Прохорова В. Преемница Вагановой.— Театральная жизнь, 1965, № 23; Головашенко Ю. Наталья Дудинская.— Театр, 1968, № 9; Бродская Г. Урок Дудинской,—Там же, 1969, № 7; Прохорова В. Балерина по праву и призванию.— Сов. балет, 1982, № 6; Красовская В. Юность Дудинской.— Театр, 1982, № 9; Эльяш Н. Сверкающий талант.— Муз. жизнь, 1983, № 3.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама