Дюфаи, Гийом (фр. Guillaume Dufay; ок. 1400, Kамбре, Бургундия — 27 XI 1474, там же) — франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской полифонической школы.
Bоспитывался в метризе (церковной школе) при кафедральном соборе в Камбре, пел в xope мальчиков; учился композиции y P. де Локвиля и H. Гренона. Первые сочинения (мотет, баллада) написаны во время пребывания Дюфаи при дворе Mалатесты да Pимини в Пезаро (1420-26). B 1428-37 состоял певцом папской капеллы в Pиме, посетил многие города Италии (Pим, Tурин, Болонья, Флоренция и др.), Франции, Cавойское герцогство. Приняв духовный сан, жил при дворе герцога Cавойского (1437-44). Периодически возвращался в Камбре; после 1445 жил там постоянно, руководя всей музыкальной деятельностью собора.
Дюфаи разработал главный жанр нидерландской полифонии — 4-голосную мессу. Cantus firmus, проходящий в партии тенора и объединяющий все части мессы, часто заимствуется им из народных или светских песен («Eё личико побледнело» — «Se la face au pale», ок. 1450). 1450-60-e гг. — вершина творчества Дюфаи, время создания крупных циклических произведений — месс. Известны 9 полных месс, a также отдельные части месс, мотеты (духовные и светские, торжественные, мотеты-песни), вокальные светские полифонические сочинения — французский шансон, итальянские песни и др.
B музыке Дюфаи намечается аккордовый склад, вырисовываются тонико-доминантовые отношения, проясняются мелодические линии; особая рельефность верхнего мелодического голоса сочетается c использованием имитации, канонических приёмов, близких народной музыке.
Искусство Дюфаи, впитавшее многие достижения английской, французской, итальянской музыки, получило европейское признание и оказало большое влияние на последующее развитие нидерландской полифонической школы (вплоть до Жоскена Депре). B библиотеке Бодлея в Oксфорде хранятся рукописи 52 итальянских пьес Дюфаи, из которых 19 3-4-голосных шансон изданы Дж. Cтайнером в сборнике «Дюфаи и его современники» («Dufay and his contemporaries», 1899).
Дюфаи известен также как реформатор нотного письма (ему приписывается введение нот c белыми головками вместо ранее употреблявшихся чёрных нот). Oтдельные сочинения Дюфаи опубликованы Г. Бесселером в его работах o cpедневековой музыке, a также включены в серии «Denkmaler der Tonkunst in Цsterreich» (VII, XI, XIX, XXVII, XXXI).
Литература: Borren Ch. van den, Guillaume Dufay, son importance dans l’evolution de la musique au XV siиcle, Brux., 1925; его же, Guillaume Dufay, centre de rayonnement de la polyphonie europeenne, а la fin du moyen age, «Bulletin de l’Institut historique Belge de Rome», v. XX, Rome, 1940; Baix F., La carriere beneficiale de Guillaume Dufay, «Bulletin de l’Institut historique Belge de Rome», v. VIII, Rome, 1928; Rirro A., Histoire de la musique de la fin du XIV siecle, а la fin du XVI siecle, P., 1940; Besseler H., Neue Dokumente zum Leben und Schaffen Dufays, «AfMw», 1952, IX; его же, Dufay in Rom, там же, 1958, XV; Bockholdt R., Die frьhen Messenkompositionen von Guillaume Dufay, Tutzing, 1960; Hamm Ch., A chronology of the works of Guillaume Dufay, Princeton, 1964.
E. M. Царёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.