Эпитафия (от греч. epitapios — надгробный, от epi — на, над и tapos — могила) — надгробная надпись, обычно стихотворная. Тип эпитафии сложился в Др. Греции и Риме. В европ. культуре применялись и реальная Э., и как бы воспроизводящая её фиктивная — стихотворение в духе надгробной надписи, существующее на тех же правах, что и другие «неприкладные» стихотворения. Сохранились отд. Э., посвященные музыкантам, напр. трубачу римского войска (см. кн.: Федорова Е. В., Латинские надписи, М., 1976, с. 140, 250, No 340) и органному мастеру, «который умел делать водяные органы и даже направлять движение (воды в них)».
Изредка реальные Э. бывали и музыкальными. Так, на гробнице Сейкила в Траллах (Лидия, Малая Азия) ок. 100 до н. э. была высечена запись песенной мелодии с соответствующим текстом (см. нотный пример в ст. Древнегреческие лады).
В 19 в. нередко создавались муз. произв., по своему характеру отвечавшие представлению об Э. и иногда носящие это название. В их числе 2-я часть «Траурно-триумфальной симфонии» Берлиоза («Надгробная речь» для тромбона соло), «Э. к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского» для флейты, кларнета и арфы Стравинского, три Э. («Drei Grabschriften») Дессау на сл. Б. Брехта (памяти В. И. Ленина, М. Горького и Р. Люксембург), Э. на смерть К. Шимановского для струн. оркестра Шелиговского, вок.-симф. Э. памяти Ф. Гарсиа Лорки Ноно и др. Э. родственны др. произв. т. н. мемориальных жанров — похоронный марш, нения, надгробие (Le tombeau; сюита «Гробница Куперена» для фп. Равеля, «Скорбная песнь» для оркестра Лядова), нек-рые элегии, Lamento, In memoriam (интроит «Памяти Т. С. Элиота» Стравинского, «In memoriam» для оркестра Шнитке).
Издания: Греческая эпиграмма, пер. с древнегреч., (М., 1960); Carmina latina epigraphica. Collegit Fr. Buecheler, fasc. 1–3, Lipsiae, 1895–1926; Carmina sepulcraia latina. Collegit J. Cholodniak, Petropoli, 1897.
Литература: Петровский P. A., Латинские эпиграфические стихотворения, M., 1962; Ramsay W. M., Unedited inscriptions of Asia Minor, «Bulletin de Correspondance Hellenique», 1883, v. 7, No 21, p. 277–78; Сrusius O., Ein Liederfragment auf einer antiken Statuenbasis, «Philologus», 1891, Bd 50, S. 163–72; его жe, Zu neuentdeckten antiken Musikresten, там же, 1893, S. 160–200; Martin E., Trois documents de musique grecque, P., 1953, p. 48–55; Fischer W., Das Grablied des Seikilos, der einzige Zeuge des antiken weltlichen Liedes, в сб.: «Ammann-Festgabe», T. 1, Innsbruck, 1953, S. 153–65.
E. В. Герцман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.