Ференц Эркель

Ferenc Erkel

Дата рождения
07.11.1810
Дата смерти
15.06.1893
Профессия
Страна
Венгрия

Ференц Эркель (Ferenc Erkel)

Подобно Монюшко в Польше или Сметане в Чехии, Эркель является основоположником венгерской национальной оперы. Своей активной музыкально-общественной деятельностью он способствовал небывалому расцвету отечественной культуры.

Ференц Эркель родился 7 ноября 1810 года в городе Дьюла, на юго-востоке Венгрии, в семье музыкантов. Отец его, учитель немецкой школы и регент церковного хора, сам учил сына игре на рояле. Мальчик проявил незаурядные музыкальные способности и был послан в Пожонь (Пресбург, ныне столица Словакии Братислава). Здесь под руководством Генриха Клейна (друга Бетховена) Эркель сделал необычайно быстрые успехи и вскоре стал известен в кругах любителей музыки. Однако отец надеялся видеть его чиновником, и Эркелю пришлось выдержать борьбу с семьей, прежде чем полностью посвятить себя артистической карьере.

В конце 20-х годов он выступает с концертами в различных городах страны, а 1830—1837 годы проводит в Коложваре, столице Трансильвании, где интенсивно работает как пианист, педагог и дирижер.

Пребывание в столице Трансильвании способствовало пробуждению у Эркеля интереса к фольклору: «Там запала мне в сердце венгерская музыка, которой мы пренебрегали,— вспоминал впоследствии композитор,— так она заполонила всю мою душу потоком самых прекрасных песен Венгрии, и от них я уже был не в состоянии освободиться до тех пор, пока не излил всего того, что, как мне казалось, действительно должно было излиться».

Известность Эркеля как дирижера за годы пребывания в Коложваре настолько возросла, что в 1838 году он смог возглавить в Пеште оперную труппу недавно открытого Национального театра. Эркель, проявив колоссальную энергию и организаторский талант, сам подбирал артистов, намечал репертуар, проводил репетиции. Берлиоз, встретившийся с ним во время посещения Венгрии, высоко оценил его дирижерское мастерство.

В атмосфере общественного подъема перед революцией 1848 года возникают патриотические произведения Эркеля. Одним из первых была фортепианная фантазия на трансильванскую народную тему, о которой Эркель говорил, что «вместе с ней родилась на свет наша венгерская музыка». Широкую популярность приобрел его «Гимн» (1845) на слова Кёльчеи. Но основное внимание уделяет Эркель оперному жанру. Он нашел чуткого сотрудника в лице Бени Эгреши, литератора и музыканта, на либретто которого создал свои лучшие оперы.

Первая из них — «Мария Батори» была написана в краткие сроки и в 1840 году поставлена с шумным успехом. Критика восторженно приветствовал з рождение венгерской оперы, подчеркивая ярко национальный склад музыки. Окрыленный успехом, Эркель сочиняет вторую оперу — «Ласло Хуньяди» (1844); ее постановка под управлением автора вызвала бурный восторг публики. Через год Эркель дописал увертюру, которая нередко исполнялась и в концертах. Во время своего приезда в Венгрию в 1846 году ею дирижировал Лист, создавший тогда же концертную фантазию на темы оперы.

Едва закончив «Ласло Хуньяди», композитор принялся за работу над своим центральным произведением — оперой «Банк-бан» по драме Катоны. Сочинение ее было прервано революционными событиями. Но и наступление реакции, полицейский гнет и преследования не заставили Эркеля отказаться от своего замысла. Девять лет пришлось ему ждать постановки и, наконец, в 1861 году на сцене Национального театра состоялась премьера «Банк-бана», сопровождавшаяся патриотическими демонстрациями.

В эти годы общественная деятельность Эркеля приобретает большой размах. В 1853 году он организует филармонию, в 1867 году — Певческое общество. В 1875 году произошло важное событие в музыкальной жизни Будапешта — после длительных хлопот и энергичных усилий Листа была открыта Венгерская национальная академия музыки, избравшая его почетным президентом, а Эркеля — директором. В течение четырнадцати лет последний руководил Музыкальной академией и вел в ней фортепианный класс. Лист высоко оценил общественную деятельность Эркеля; он писал: «Вот уже тридцать с лишним лет ваши произведения достойно представляют и двигают вперед венгерскую музыку. Беречь ее, хранить и развивать — дело Будапештской музыкальной академии. А ее авторитет в этой области и успех в выполнении всех задач обеспечен вашей чуткой заботой в качестве ее директора».

Свои силы в композиции пробуют и трое сыновей Эркеля: в 1865 году была исполнена комическая опера «Чобанец» Шандора Эркеля. Вскоре сыновья начинают сотрудничать с отцом и, как предполагают, все оперы Ференца Эркеля после «Банк-бана» (за исключением единственной комической оперы композитора «Шарольта», написанной в 1862 году на малоудачное либретто — король и его рыцарь добиваются любви дочери деревенского кантора) являются плодом такого сотрудничества («Дьёрдь Дожа», 1867, «Дьёрдь Бранкович», 1874, «Безымянные герои», 1880, «Король Иштван», 1884). Несмотря на присущие им идейно-художественные достоинства, неровность стиля обусловила меньшую популярность этих произведений по сравнению с предшествующими.

В 1888 году Будапешт торжественно отмечал пятидесятилетие деятельности Эркеля как оперного дирижера (К этому времени (1884) открылось новое здание оперного театра, строительство которого продолжалось девять лет; средства, как в свое время в Праге, собирались по всей стране по подписке.). В праздничной обстановке состоялось исполнение «Ласло Хуньяди» под управлением автора. Два года спустя Эркель в последний раз появился перед публикой как пианист — на праздновании своего восьмидесятилетия он выступил с d-moll'ным концертом Моцарта, исполнением которого славился в молодости.

Умер Эркель 15 июня 1893 года. Через три года в родном городе композитора ему был поставлен памятник.

М. Друскин


Сочинения:

оперы (все поставлены в Будапеште) — «Мария Батори», либретто Эгреши (1840), «Ласло Хуньяди», либретто Эгреши (1844), «Банк-бан», либретто Эгреши (1861), «Шарольта», либретто Цанюги (1862), «Дьёрдь Дожа», либретто Сиглигети по драме Йокаи (1867), «Дьёрдь Бранкович», либретто Ормаи и Одри по драме Оберника (1874), «Безымянные герои», либретто Тота (1880), «Король Иштван», либретто Варади по драме Добши (1885); для оркестра — Торжественная увертюра (1887; к 50-летию будапештского Национального театра), Блестящий дуэт в форме фантазии для скрмпки с фортепиано (1837); пьесы для фортепиано, в т. ч. Ракоци-марш; хоровые сочинения, в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР); песни; музыка к спектаклям драматического театра.

Сыновья Эркеля:

Дьюла Эркель (4 VII 1842, Пешт — 22 III 1909, Будапешт) — композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального театра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Музыкальной академии (1880), основателем музыкальной школы в Уйпеште (1891).
Элек Эркель (2 XI 1843, Пешт — 10 VI 1893, Будапешт) — автор нескольких оперетт, в т. ч. «Студент из Кашши» («Der Student von Kassau»).
Ласло Эркель (9 IV 1844, Пешт — 3 XII 1896, Братислава) — хоровой дирижёр и фортепианный педагог. С 1870 работал в Братиславе.
Шандор Эркель (2 I 1846, Пешт — 14 X 1900, Бекешчаба) — хоровой дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Национального театра (1861-74), с 1874 хоровой дирижёр, с 1875 главный дирижёр Национального театра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), «Венгерской увертюры» и мужских хоров.

Литература: Александрова В., Ф. Эркель, «СМ», 1960, No 11; Ласло Ж., Жизнь Ф. Эркеля в иллюстрациях, Будапешт, 1964; Сабольчи Б., История венгерской музыки, Будапешт, 1964, с. 71-73; Мароти Я., Путь Эркеля от героико-лирической оперы к критическому реализму, в кн.: Музыка Венгрии, М., 1968, с. 111-28; Немет A., Ференц Эркель, Л., 1980.

реклама

вам может быть интересно

Франко Дзеффирелли Театральные деятели

Произведения

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама