Мануэль де Фалья. «Ночи в садах Испании»

Композитор
Год создания
1915
Дата премьеры
09.04.1916
Жанр
Страна
Испания
Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)

«Ночи в садах Испании» (исп. Noches en los jardines de España) — «симфонические впечатления» для фортепиано с оркестром испанского композитора Мануэля де Фальи (1915).

«Ночи в садах Испании» справедливо считаются вершиной творчества испанского композитора Мануэля де Фальи. В этом произведении его талант и творческая индивидуальность проявились с наибольшей полнотой, в нем запечатлены самые сокровенные чувства, а национальные истоки, питавшие творчество композитора, проявились во всей своей красе. Композитор посвятил сочинение Рикардо Виньесу, и этот пианист не раз исполнял его.

Мануэль де Фалья завершил «Ночи в садах Испании» уже после возвращения на родину, но работа над произведением была начата еще в ту пору, когда он жил в Париже – в 1909 г. Не сразу сочинение приняло тот облик, в котором оно известно нам сегодня – первоначально композитор намеревался создать три фортепианных ноктюрна. Ориентиром для него служили фортепианные произведения Клода Дебюсси – ноктюрнам де Фальи была присуща такая же утонченность и мечтательность. Однако композитор Исаак Альбенис и пианист Рикардо Виньес посоветовали ему переработать ноктюрны в сочинение для фортепиано с оркестром. Тем не менее, когда де Фалья в 1914 г. отправился на родину, он уже думал о ноктюрнах как об оркестровом произведении, но и в окончательном варианте они сохранили свою тонкость.

«Ночи в садах Испании» нельзя трактовать однозначно ни как симфонию, поскольку в партитуре присутствует фортепиано, ни как фортепианный концерт в чистом виде. В этом произведении нет четкого противопоставления оркестра и солирующего инструмента, что характерно для жанра инструментального концерта – фортепианная партия скорее «переплетается» с оркестровым звучанием, чем «состязается» с ним. Структура сочинения ближе всего к сюите, сам же композитор определил жанр произведения как «симфонические впечатления».

Музыкальный язык «Ночей в садах Испании» отмечен национальными чертами, характерными для андалузского фольклора, в произведении множество синкопированных тем, они богато украшены мелизмами (эта черта испанской музыки восходит к временам мавританского владычества).

Каждая из трех частей имеет программное заглавие. Первая часть – «В Хенералифе» – живописует старинный замок, расположенный недалеко от Альгамбры (до завершения Реконкисты он был летней резиденцией правителей Гранады). Первая тема основывается на хроматическом движении в пределах малой сексты, переливы фортепианной фактуры напоминают об одной из достопримечательностей Гранады – фонтане Эскалера де Агуа («Водяная лестница»). Вторая тема, по признанию композитора, была навеяна игрой нищего слепца на «крикливой» скрипке, национальные черты проявляются в «гитарной» фактуре фортепианной партии. Обеим темам контрастирует следующий эпизод в духе медленного танца, в котором обыгрывается фригийский оборот и очень красочно сопоставляются тембры.

Название второй части не указывает на какую-либо конкретную местность Испании – «Отдаленный танец». В ее начале появляются танцевальные ритмы, но звучат они очень тихо. Характерный каданс с шестой ступенью, предшествующей седьмой, а также орнаментальный рисунок мелодии придают теме андалузский колорит. Вторая тема не контрастирует первой, она подвергается варьированию, причем наиболее выразительная вариация поручена солирующему фортепиано. Интенсивное развитие внезапно обрывается, на фоне выдержанного звука три трубы провозглашают трансформированный мотив первой темы.

Вторая часть без перерыва переходит в третью – «В садах Сьерра-Кордова». Здесь возникает картина народного праздника с его оживленной суетой, возбужденными возгласами. Музыкальная форма третьей части построена на контрастах: первой теме в духе пляски противопоставляется вторая, которая в свою очередь тоже заключает в себе контраст (она состоит из двух разделов – песенного и танцевального). В коде «мерцание» мажора и минора создает впечатление игры света и тени – ночь заканчивается, занимается рассвет.

«Ночи в садах Испании» впервые прозвучали в Мадриде в 1916 г., дирижировал Энрике Фернандес Арбос, а сольную фортепианную партию исполнял Хосе Кубилес – молодой пианист, выходец из Кадикса, где родился и Мануэль де Фалья. Публика проявила живой интерес к симфоническому дебюту композитора, произведение имело успех. Особое восхищение вызывало органичное объединение характерных особенностей импрессионизма с испанскими интонациями. Вскоре после мировой премьеры произведение прозвучало в Сан-Себастьяне, на этот раз солировал Рикардо Виньес, которому были посвящены «Ночи в садах Испании». Присутствовавший на этом концерте Артур Рубинштейн тоже взял сочинение де Фальи в репертуар, исполнив его во время своих первых гастролей в Буэнос-Айресе. В 1920 г. состоялась парижская премьера, а по прошествии года – лондонская, во время которой солировал сам автор.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама