Шандор Фальваи

Дата рождения
1949
Профессия
Страна
Венгрия

Как и для других «мушкетеров» новой волны венгерского пианистического искусства, 1970 год был в биографии Шандора Фальваи переломным. Именно в том году он появился на будапештской эстраде, дебютировал в Москве и принял участие в галаконцерте Фонда помощи детям при ООН в Лозанне вместе со многими знаменитыми артистами. Концерт этот, транслировавшийся по телевидению на многие страны, сразу сделал его имя известным: вскоре он начал получать приглашения из многих стран мира. В конце того же счастливого года венгерский пианист дал сольный концерт в Париже, а затем выступил с оркестром в Халле (ГДР).

Разумеется, для специалистов такой поворот в карьере молодого артиста не оказался неожиданным: основанием для него были серьезность творческих намерений и отличная профессиональная подготовка, полученная Фальваи сначала в консерватории родного города Мишкольца, а затем в будапештской Музыкальной академии под руководством профессора М. Бехера. Окончив Академию, он еще год совершенствовался в Московской консерватории, после чего начал преподавательскую деятельность в своей «alma mater» — сперва как ассистент, потом как педагог.

Первая пластинка, записанная Фальваи, содержала крупные произведения Шумана — одного из любимых его авторов. Чисто пианистическая законченность, тонкая музыкальность еще не пришли тогда в полную гармонию со сложными замыслами композитора. У Фальваи — ищущая, своеобразная индивидуальность, которая всегда стремится найти собственный подход к исполняемой музыке, свой угол зрения. Это дается нелегко, но приносит со временем желанные плоды. «Он борется, чтобы раствориться в музыке, и публика ценит это»,— писала венгерский музыковед М. Фойер.— Он раскрывается далеко не так легко, как Ранки, но за его борьбой стоит проследить, ибо тогда становится ясно, что в нем соединяются серьезность размышления и поэтическая страстность».

Данная характеристика позволяет понять, почему талант Фальваи, внешне неброский, особенно ощутимо проявляется в трактовке крупных произведений. Ныне он не боится сложностей, научился решать самые трудные задачи. Примечательно, что для своего дебюта в нью-йоркском зале «Карнеги-холл» он составил программу из четырех сонат — Гайдна (фа мажор), Бетховена (ре минор, соч. 31, № 2), Листа (си минор) и Бартока. И вновь, как до этого в СССР, ГДР, ФРГ, Швейцарии, Японии и других странах, сумел убедить слушателей в своей правоте. Известный критик А. Хьюдж писал тогда в газете «Нью-Йорк таймс»: «Его игра отмечена смелостью, выразительной ясностью и крепкой музыкальностью. Помимо технической уверенности и общей музыкальной основательности, Фальваи продемонстрировал способность сохранить живое звучание музыки на всем протяжении концерта. Он ни разу не играл что-либо так, словно это проходное место на пути к интересующему его пассажу…»

Итак — значительность замыслов, серьезность и мастерство — вот качества, которые принесли известность Шандору Фальваи. И эти качества тоже по достоинству оценены слушателями. В 1975 году Фальваи был удостоен премии имени Листа за пропаганду венгерской музыки за рубежом.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Айседора Дункан Танцовщики
Кристофер Уилдон Танцовщики
Антонио Лолли Инструменталисты
Дьёрдь Шандор Пианисты
Альберик Маньяр Композиторы
Анжела Ченг Пианисты
Карл Орф Композиторы
Сидней Беше Инструменталисты

Реклама