Cello Sonata No. 1 (d-moll), Op. 109
Соната для виолончели и фортепиано № 1 ре минор принадлежит к числу произведений, созданных Габриелем Форе в годы Первой мировой войны. Композитор начал работать над нею вскоре после завершения Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 и закончил в 1917 г. Как и другие произведения тех лет, она отразила то душевное смятение, которое было вызвано военными событиями. Композитор переживал их очень тяжело, и даже красота природы, которой он мог наслаждаться в местечке По, не особенно его утешала. Между двумя хронологически близкими произведениями можно усмотреть немало общего, и не только в образном содержании, хотя и в этом произведения близки – оба они исполнены страсти и драматизма. Сходство Второй скрипичной и Первой виолончельной сонат проявляется и в построении цикла (обе сонаты трехчастны), и в логике музыкальной драматургии, и в использовании тематического материала ре-минорной симфонии, но если в Сонате для скрипки и фортепиано речь шла о медленной части, то здесь появляется материал из сонатного allegro (примечательно, что симфония и соната совпадают по основной тональности).
Начальная резко акцентированная фраза первой части Виолончельной сонаты – Allegro – практически полностью совпадает с одной из тем первой части ре-минорной симфонии (впрочем, исследователи усматривают в этой теме сходство и с другой мелодией – вступлением к третьему действию оперы «Пенелопа», и в этом тоже можно усмотреть «родство» между Второй скрипичной и Первой виолончельной сонатами, ведь в Сонате для скрипки использован тематический материал оперы). Различие между темами заключается только в их ритме – в Сонате он представляется более жестким и острым, синкопа в первой фразе очерчена более ярко. Эта ритмическая жесткость как нельзя лучше передает суровую атмосферу той эпохи, когда создавалось произведение. Как известно, Клод Дебюсси назвал Габриеля Форе «мастером очарований», но Первая виолончельная соната являет собою убедительное доказательство того, что этому композитору было доступно воплощение не только утонченной лирики, но и острейших драматических конфликтов. Подобный конфликт разворачивается на протяжении Первой виолончельной сонаты, выражаясь в противопоставлении жестких ритмов и кантиленного начала. Подчеркивая остроту этого противостояния, композитор учитывает особенности инструментов – «ударность» фортепианного звукоизвлечения и глубину виолончельной кантилены. Композитор не скрывает связи своего произведения с определенными событиями современного ему мира, в конце первой части он вводит очень конкретный и узнаваемый музыкальный символ военного времени – имитацию барабанной дроби.
Вторая часть – Andante – построена на двух контрастных темах. Их соотношение определяет ту двойственность, которая присуща музыке второй части, выражающей целую гамму эмоциональных состояний. Искренняя задушевность сочетается в ней с холодноватой отстраненностью, а нежная и мягкая лирика – с оттенком суровости.
В третьей части – Allegro commodo – вновь появляются жесткие, акцентированные ритмы. В коде возникает остинатный ритм, перекликающийся с «барабанной дробью» из первой части, однако здесь эта интонация приобретает иное смысловое наполнение – она звучит просветленно, хотя и экстатично.
Габриель Форе посвятил Сонату для виолончели и фортепиано № 1 ре минор Луи Хассельмансу, но первым ее интерпретатором стал другой французский виолончелист – Андре Эккинг, а фортепианную партию исполнил швейцарский пианист Альфред Корто. Первое исполнение состоялось в ноябре 1917 г. На том же концерте впервые прозвучала Вторая скрипичная соната Габриеля Форе.