Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!
Р. Дюмениль
Класс Форе был для музыкантов тем же, чем был для поэтов салон Малларме... Лучшие музыканты эпохи, за малым исключением, прошли через эту замечательную школу элегантности и вкуса.
А. Ролан-Манюэль
Жизнь Габриеля Форе — крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика — проходила в эпоху значительных исторических событий. В его деятельности, характере, чертах стиля сплавились особенности двух разных веков. Он принял участие в последних битвах франко-прусской войны, был свидетелем событий Парижской коммуны, до него доходили свидетельства о русско-японской войне («Что за резня между русскими и японцами! Это омерзительно»), он пережил первую мировую войну. В искусстве на его глазах расцветали импрессионизм и символизм, проходили Вагнеровские фестивали в Байрейте и «Русские сезоны» в Париже. Но самым существенным явилось то обновление французской музыки, ее второе рождение, в котором принимал участие и Форе и в котором заключался основной пафос его общественной деятельности.
Форе родился на юге Франции в семье школьного учителя математики и дочери капитана наполеоновской армии. Габриель был шестым ребенком в семье. Воспитание в деревне у простой крестьянки-кормилицы сформировало мальчика молчаливого, задумчивого, привило ему любовь к мягким очертаниям родных долин. Интерес к музыке проявился у него неожиданно в робких импровизациях на фисгармонии местной церкви. Одаренность ребенка была замечена и его направили для обучения в Париж в Школу классической и религиозной музыки. 11 лет пребывания в Школе дали Форе необходимые музыкальные знания и навыки, основанные на изучении большого количества произведений, в т. ч. старинной музыки, начиная с григорианского хорала. Подобная стилистическая ориентация отразилась в творчестве зрелого Форе, возродившего, подобно многим крупнейшим композиторам XX в., некоторые принципы музыкального мышления добаховской эпохи.
Особенно много дало Форе общение с музыкантом огромного масштаба и исключительной одаренности — К. Сен-Сансом, который преподавал в Школе в 1861-65 гг. Между учителем и учеником сложились отношения полного доверия и общности интересов. Сен-Санс внес в обучение свежую струю, познакомив своих учеников с музыкой романтиков — Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, до той поры недостаточно известных во Франции. Форе не остался безразличным к влияниям этих композиторов, друзья даже называли его иногда «французским Шуманом». С Сен-Сансом же началась дружба, длившаяся всю жизнь. Видя исключительную одаренность ученика, Сен-Санс не раз доверял ему заменять себя в некоторых выступлениях, позже посвятил ему свои «Бретонские впечатления» для органа, использовал тему Форе во вступлении своего Второго фортепианного концерта.
Окончив Школу с первыми премиями по композиции и фортепиано, Форе едет работать в Бретань. Совмещая служебные обязанности в церкви с музицированием в светском обществе, где он пользуется большим успехом, Форе вскоре по оплошности теряет свое место и возвращается в Париж. Здесь Сен-Санс помогает ему устроиться органистом в небольшой церквушке.
Значительную роль в судьбе Форе сыграл салон знаменитой певицы Полины Виардо. Позже композитор писал ее сыну: «Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью, которых никогда не забуду. Я сохранил... воспоминание о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева...» Общение с Тургеневым положило начало связям с деятелями русского искусства. Позже у него завязываются знакомства с С. Танеевым, П. Чайковским, А. Глазуновым, в 1909 г. Форе приезжал в Россию и выступал с концертами в Петербурге и Москве.
В салоне Виардо нередко звучали новые произведения Форе. К этому времени он сочинил большое количество романсов (в т. ч. знаменитое Пробуждение), привлекавших слушателей мелодической красотой, тонкостью гармонических красок, лирической мягкостью. Восторженные отклики вызвала скрипичная соната. Танеев, услышав ее во время пребывания в Париже, писал: «Я от нее в восторге. Может быть, это самое лучшее сочинение из всех тех, которые я здесь слышал... Самые оригинальные и новые гармонии, самые смелые модуляции, но при этом ничего резкого, раздражающего ухо... Красота тем удивительная...»
Менее удачно сложилась личная жизнь композитора. После разрыва помолвки с невестой (дочерью Виардо) Форе пережил тяжелое потрясение, от последствий которого избавился лишь через 2 года. Возвращение к творчеству приносит ряд романсов и Балладу для фортепиано с оркестром (1881). Развивая традиции листовского пианизма, Форе создает произведение с выразительной мелодикой и почти импрессионистической тонкостью гармонических красок. Женитьба на дочери скульптора Фремье (1883) и успокоение в семье сделало жизнь Форе более счастливой. Это нашло отражение и в музыке. В фортепианных произведениях и романсах этих лет композитор достигает удивительного изящества, тонкости, созерцательного удовлетворения. Не раз еще кризисы, связанные с тяжелой депрессией и началом столь трагичного для музыканта заболевания (болезнь слуха), прерывали творческий путь композитора, однако из каждого он выходил победителем, представляя все новые свидетельства своего незаурядного дарования.
Плодотворным для Форе оказалось обращение к поэзии П. Верлена, по словам А. Франса, «самого оригинального, самого грешного и самого мистичного, самого сложного и самого смятенного, самого безумного, но уж, конечно, и самого вдохновенного, и самого подлинного из современных поэтов» (ок. 20 романсов, в т. ч. циклы «Из Венеции» и «Добрая песня»).
Самые крупные удачи сопутствовали излюбленным Форе камерным жанрам, на основе изучения которых он строил и свои занятия с учениками по классу композиции. Одной из вершин его творчества является великолепный Второй фортепианный квартет, полный драматических коллизий и взволнованной патетики (1886). Форе писал и крупные произведения. В годы второй мировой войны с особым смыслом для патриотов-французов звучала его опера «Пенелопа» (1913), многие исследователи и почитатели творчества Форе считают его шедевром Реквием с мягкой и благородной скорбью его песнопений (1888). Любопытно, что Форе принял участие в открытии первого концертного сезона XX столетия, сочинив музыку к лирической драме «Прометей» (по Эсхилу, 1900). Это было колоссальное предприятие, в котором приняло участие ок. 800 исполнителей и которое проходило во «французском Байрейте» — в театре под открытым небом среди Пиренеев на юге Франции. В момент генеральной репетиции разразилась гроза. Форе вспоминал: «Гроза была ужасающая. Молния упала на арену прямо в место (вот совпадение!), где Прометей должен был высекать огонь... декорации оказались в плачевном состоянии». Однако погода улучшилась, и премьера имела ошеломляющий успех.
Огромное значение для развития французской музыки имела общественная деятельность Форе. Он принимает активное участие в деятельности Национального общества, призванного пропагандировать музыкальное искусство Франции. В 1905 г. Форе принимает пост директора Парижской консерватории и будущий расцвет ее деятельности несомненно является следствием обновления преподавательского состава и реорганизаций, предпринятых Форе. Выступая всегда защитником нового и прогрессивного в искусстве, Форе в 1910 г. не отказывается стать президентом нового — Независимого музыкального общества, организованного не принятыми в Национальное общество молодыми музыкантами, среди которых немало учеников Форе (в т. ч. М. Равель). В 1917 г. Форе добился объединения французских музыкантов путем введения независимых в Национальное общество, что оздоровило атмосферу концертной жизни.
В 1935 г. друзья и почитатели творчества Форе, крупнейшие музыканты, исполнители и композиторы, среди которых было немало его учеников, основали Общество друзей Габриеля Форе, пропагандирующее среди широкой аудитории музыку композитора — «такую ясную, такую чистую, такую французскую и такую человечную».
В. Базарнова
Форе Габриель Юрбен (Gabriel Fauré; 12 V 1845, Памье, деп. Арьеж — 4 XI 1924, Париж) — французский композитор, органист, дирижёр, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1909). С юных лет жил в Париже. Музыкальное образование получил в Школе классической и духовной музыки (1854-65), где по классу фортепиано занимался у Л. Нидермейера (основателя школы), а после его смерти (1861) — у К. Сен-Санса, который оказал большое влияние на формирование творческого облика Форе, способствовал исполнению и изданию его первых сочинений (к окончанию школы Форе был уже автором ряда значительных произведений) и посвятил ему «Бретонскую рапсодию» для органа.
С 1866 Форе — органист в соборах Ренна (Бретань) и Парижа, где в 1877-91 возглавлял хор. капеллу, с 1896 был органистом церкви Ла-Мадлен. С 1871 преподавал в «Школе Нидермейера». С 1892 был правительственным инспектором провинциальных консерваторий. С 1896 профессор по классу композиции Парижской консерватории (в 1905-20 её директор). Как педагог Форе способствовал развитию творческой индивидуальности учеников. Воспитал плеяду видных композиторов, среди которых М. Равель, Ш. Кеклен, Ж. Роже-Дюкас, Ф. Шмитт, Н. Буланже, Дж. Энеску, Л. Обер и др. В 1919 в связи с обострившейся глухотой (заболевание началось в 1903) Форе вынужден был оставить пост директора консерватории и прекратить педагогическую работу. Гастролировал как дирижёр с исполнением собственных соч. во Франции и за рубежом (в 1910-11 в Петербурге и Москве).
С 1896 выступал в периодической печати, в 1903-13 возглавлял отдел музыкальной критики газеты «Фигаро». Один из основателей (1871) и руководителей Национального музыкального общества, с 1910 пред. «Независимого музыкального общества». Творческая, педагогическая и музыкально-общественная деятельность Форе оказала значительное влияние на развитие французской музыки кон. 19 — нач. 20 вв. Творчество Форе связало эпоху С. Франка и Сен-Санса с эпохой К. Дебюсси и М. Равеля, подготовило почву для музыкального импрессионизма; в то же время для Форе была характерна ориентация на классические и романтические традиции.
Круг образов творчества Форе не отличается широтой; ведущее место в нём занимают мечтательная и созерцательная лирика, музыкальный пейзаж. Это определило сдержанный и спокойный, чуждый резким контрастам тон его сочинений, сферу выразительных средств. Стилю Форе свойственны черты, предвосхитившие музыкальный импрессионизм (некоторые гармонические обороты, тонкая картинная звукопись). Излюбленные жанры его творчества ограничены преимущественно сферой «чистой» музыки. Наиболее близки его дарованию камерно-инструментальная музыка, вокальная и инструментальная миниатюра.
Фортепианнные миниатюры Форе отличаются классической законченностью и изяществом формы, тонкостью и изобретательностью гармонического языка, изысканностью фактуры; за приверженность к этому жанру его часто называли «французским Шуманом».
На протяжении всей своей жизни Форе обращался также к вокальной музыке, в ней раскрылась национальная сущность яркого и трепетного мелодизма композитора, чуткость к настроению и просодии поэтического текста. Наиболее созвучной ему оказалась поэзия П. Верлена, на слова которого написаны вокальный цикл «Песни чистой любви», ряд романсов, в т. ч. «Лунный свет», названный М. Равелем одной из самых прекрасных песен во французской музыке.
Гораздо реже, и преимущественно в последние годы жизни, Форе обращался к сочинению крупной формы, многие из них остались незаконченными и не изданы автором. По мнению Ш. Кеклена, ученика и биографа Форе, «сама натура Форе, сдержанность его искусства, столь личного, интимного, выражающего его „внутреннее я“ — все это несовместимо с оркестром». Даже в реквиеме, где Форе поднимается подчас до высот подлинного драматизма, лирическое миросозерцание автора сказалось в том, что он исключил трагическое Dies Irae и закончил сочинение картиной покоя и умиротворения. Как реквием, так и его единственная опера «Пенелопа» явились значительным событием в музыкальной жизни Франции, а последняя, наряду с оперой К. Дебюсси, признана одним из шедовров французской музыки 20 века.
В последние годы жизни Форе развившийся недуг привёл к тому, что в его сочинениях светлые лирические тона сменились мрачными и даже трагическими. Д. Мийо, характеризуя творчество Форе, писал: «Скромность применённых средств и чувство меры в лиризме не дают его голосу состариться. Свежесть тем, изобретательность гармоний, невероятное разнообразие модуляций всегда сохраняют за его музыкой ту новизну, которая прежде всего обращает на себя внимание, когда слушаешь его произведения».
Сочинения:
опера — Пенелопа (лирическая драма, 1913, Монте-Карло); для хора и оркестра — реквием (1888); для оркестра — 2 симфонии (1873, 1 ч. издана в переложении для фортепиано в 4 руки под названием Симфоническое allegro; 1884); сюита из музыки к драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1898), сюита Маски и Бергамаски (1919); для инструмента с оркестром — концерт для скрипки (1878, не окончен), баллада для фортепиано (1881), фантазия для фортепиано (1918); камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты (1876, 1916), Колыбельная (Berceuse, 1880), Романс (1882), Andante (1894) для скрипки и фортепиано, 2 сонаты (1917, 1921), Элегия (1883), Сициллиана (1893), Романс (1894), Бабочка (Papillon, 1897), Серенада (1908) для виолончели и фортепиано, Фантазия для флейты и фортепиано (1898), фортепианное трио (1923), 2 фортепианных квартета (1879, 1886), струнный квартет (1924), 2 фортепианных квинтета (1906, 1921); для фортепиано — 3 романса без слов (1863), 6 экспромтов (1882-1910), 13 баркарол (1882-1921), 4 вальса-каприса (1883-94), мазурка (1883), 13 ноктюрнов (1883-1921), павана (1887), Тема с вариациями (1897), 8 коротких пьес (1898-1902), 6 прелюдий (1910-11); каденции к фортепианным концертам Бетховена (c-moll, op. 37) и Моцарта (No 24, K.-V. 491) (1869 и 1902); для фортепиано в 4 руки — сюита Кукла (Dolly, 1893-96); Экспромт для арфы (1913); для голоса и фортепиано — около 100 романсов на сл. В. Бюссина, П. Верлена, Т. Готье, В. Гюго, Л. де Лиля, В. де Лиль-Адана, Л. Помей, А. Сильвестра, Сюли-Прюдома, Н. Шудена, циклы песен — Поэма одного дня (Poeme d’un jour; сл. Ш. Гранмужена, 1880), Море (La mer; сл. Ж. Ришпена, 1889), Добрая песня (La Bonne Chanson; сл. П. Верлена из его кн.: «Песнь чистой любви», 1892-1893), Песня Евы (La chanson d’Eve; сл. Ш. Лербержа, 1906-1910), Миражи (Mirages; сл. де Бримона, 1919), Призрачные горизонты (L’Horizon chimerique; сл. Ж. де ла Виль де Мирмона, 1921) и др.; музыка к спектаклям драматического театра — «Калигула» по А. Дюма-сыну (1888), трагедиям «Шейлок» Э. Гарокура (по У. Шекспиру, 1889) и «Прометей» Эсхила (1900).
Литературные сочинения и письма: Ed. Lalo. «Courrier Musical», 1908, 15 avr.; «L’heure espagnole», «Le Figaro», 1911, 20 mai (рус. пер. — «Испанский час» M. Равеля, «Музыка», 1911, No 26); Lettres, а une fianсее (1877), ed. par c. Bellaigue, «Revue des Deux-Mondes», P., 1928, 15 VIII; Opinions musicales, P., 1930 (сб.); Lettres intimes; Presentees par Ph. Faure-Fremiet, P., (1951).
Литература: Шнeeрсон Г. M., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970, с. 34–38; Vuillemin L., Gabriel Fauré et son oeuvre, P., 1914; Vuillermoz E., Musiques d’aujourd`nui, P., 1923; его же, G. Fauré, P., 1960; Tiersot J.Un demi-siecle de la musique francaise (1870–1917), P., 1918, 1924 (рус. пер. — Tьeрсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М. Друскина, М., 1938, гл. 9); Schmitt F., G. Fauré, «The Chesterian», 1924, No 43; Сorland A., G. Fauré: a neglected master, «MQ», 1924, n. 10,; 4; Соeurоy A., G. Fauré, «Die Musik», 1925, Jahrg. 17; Bruneau A., La vie et les oeuvres de G. Fauré, P., 1925; Коeсhlin С., h., G. Fauré, P., 1927, 4949; Fauré—Fremiet Ph., G. Fauré, P., 1929, 1957; Marlotti G., G. Fauré, Firenze, 1930; Servieres G., Gabriel Fauré, P., 1930; Cortot A., La musique francaise de piano, ser. 1–2, Paris, 1930–32, ser. 1, 1948; Landоrmy P., G. Fauré, «MO», 1931, v. 17, No 3; Rоwley A., The pianoforte music of G. Fauré, «The Chesterian», 1931, No 96; Henderson A. M., Memoiries of some distinguished French organists — Fauré, «The Musical Times», 1937, Sept.; Jankelevitсh Vl., G. Fauré et ses melodies, P., 1938, 1951 (под назв.- G. Fauré, ses melodies, son esthetique); eго жe, Le nocturne: Fauré, Chopin et la nuit, Satie et le matin, P., 1957; его же, De la musique au silence, v. 1. Fauré et l’inexprimable, P., 1974; Le centenaire de G. Fauré, P., 1945; Rostand Cl., L’oeuvre de G. Fauré, P., 1945; Suckling N., Fauré, L.-N. Y., 1946, 4951; Landоwski W. A. L., Fr. Chopin et G. Fauré, Brux.-P., 1946; La1о Р., Le theatre lyrique de G. Fauré, в его кн.: De Rameau, а Ravel, P., 1947; Samazeuilh G., La leзon de l’art de G. Fauré, в его кн.: Musiciens de mon temps, P., 1947; Favre M., G. Fauré’s Kammermusik, Z., 1949; Scheuten H., Drie Franse liederencomponisten. Duparc, Fauré, Debussy, Amst., 1950; Gervais Fr., Etude comparée des langages harmoniques de Fauré et de Debussy, P., 1954; Jоurdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Жyрдан-Моранж Э., Мои друзья-музыканты, М., 1966, с. 36–45); Inghelbrecht D. E., L’infortune de Penelope, в его кн.; Le chef d’orchestre parle au public, P., 1957; Long M., Sous l’invocation de Fauré, P., 1958; её же, Au piano avec G. Fauré, P., 1963 (совм. с J. Weill); Niсоly R., Pour l’amour de Fauré, «Journal musical francais», 1959, No 75; его же, Fauré musicien de salon?, там же, 1960, No 87; Sievers G., Pelleas und Melisande. Sibelius. Debussy. Sclionberg. Fauré, «Musica», 1961, Jahrg. 15, H. 4; Berger-Levrault M., Les musiciens-compositeurs vus, а travers leur ecriture: G. Fauré. «Musica», 1961, No 82, Janv., No 86, may; Вruyr J., Clair de Lune, «Musica-Disques», 1961, No 84; Сhamfray Cl., Gabriel-Urbain-Fauré, «Le conseil musical de France», 1968, No 23 (хронограф жизни и творчества); Neсtоux J.-M., Fauré, P., 1972; Vuaillat J., G. Fauré, Lyon, 1973; Hirsbrunner Th., Musik und Sprache bei G. Fauré und С. Debussy, «Melos»/ «NZfM», 1975, Jahrg. 1, No 5.
A. T. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.