Габриель Форе. Фантазия для флейты и фортепиано

Fantaisie for flute and piano, Op. 79

Композитор
Год создания
1898
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

Во второй половине XIX столетия французские музыканты нередко посещали Германию, чтобы познакомиться с творениями Рихарда Вагнера. В Париже возникали многочисленные музыкальные салоны, в которых процветал своеобразный культ знаменитого немецкого композитора. Один из таких салонов носил название «Маленький Байройт». Этот салон, где исполнялись сцены из вагнеровских опер, посещали многие музыканты, в том числе – Венсан д’Энди, Габриель Форе, а также Поль Таффанель. Не исключено, что именно здесь состоялось знакомство Форе с Таффанелем – исполнителем и композитором, который по праву считается основоположником современной французской школы флейтового исполнительства. Концертировать этот флейтист начал в десятилетнем возрасте, а к концу XIX столетия был известен не только как исполнитель-виртуоз, но и как основатель ансамбля «Общество камерной музыки для духовых инструментов». Кроме того, начиная с 1890 г. он выступал как дирижер, а с 1892 г. руководил Оркестром концертного общества Парижской консерватории. Многогранная деятельность Поля Таффанеля включала и преподавание – с 1893 г. он возглавлял в Парижской консерватории кафедру флейты. Три года спустя – в 1896 г. – Габриель Форе стал в этом учебном заведении профессором композиции.

Поль Таффанель заботился о расширении репертуара флейты, не только создавая собственные произведения для этого инструмента, но и побуждая других композиторов писать такие сочинения. Результатом сотрудничества Таффанеля и Форе стало одно из самых изящных творений знаменитого французского композитора. В 1898 г. флейтист обратился к Габриелю Форе с просьбой о создании конкурсной пьесы для экзамена. Работа над произведением, занявшая не менее полутора месяцев, давалась композитору нелегко: «Я утонул в Таффанеле и погрузился по шею в арпеджио и стаккато! – восклицал композитор. – Я уже завершил сто четыре такта этой мучительной пытки!».

Результатом «пытки», которой подверг себя композитор по просьбе флейтиста, стала Фантазия для флейты и фортепиано. Это произведение дает флейтисту возможность продемонстрировать все стороны своего исполнительского мастерства – и «пение», и технику. Начинаясь напевной мелодией в духе сицилианы, Фантазия вскоре переходит к искрящейся россыпи пассажей, которая вновь сменяется вдохновенной кантиленой. Оба этих начала не противопоставляются, а органично переходят друг в друга. Фантазия сочетает в себе простоту и изысканность. Особое очарование придают ее музыкальному языку частые модуляции.

Фантазию для флейты и фортепиано представил публике победитель консерваторского конкурса Гастон Бланкарт в июле 1898 г. В 1957 г. французский композитор Луи Обер аранжировал произведение для оркестра. В настоящее время исполняются обе версии – и оригинальная (с фортепиано), и оркестровая.

реклама

вам может быть интересно

Глазунов. Струнный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Флейта 12.01.2011 в 01:11

рекомендуем

смотрите также

Реклама