Фугато

Фугато (итал. fugato, буквально — фугированно, фугообразно, подобно фуге) — имитационная форма, по способу изложения темы (часто также развития) родственная фуге (1).

В отличие от фуги, не имеет ясно выраженной полифонической репризы; как правило, используется в качестве раздела более крупного целого. Чёткое изложение темы, имитационные вступления голосов и постепенное уплотнение полифонической фактуры — существенные черты фугато (фугато могут быть названы только те имитации, к-рые обладают этими качествами; в случае их отсутствия применяется термин «фугированное изложение»). Фугато — форма менее строгая, чем фуга: число голосов здесь может быть непостоянным (1-я часть симфонии c-moll Танеева, цифра 12), тема может быть проведена не во всех голосах (начало Credo из «Торжественной мессы» Бетховена) или изложена сразу с противосложением (21-я симфония Мясковского, цифра 1); обычны кварто-квинтовые соотношения темы и ответа, но отступления нередки (вступление к 3-му действию оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера; 1-я часть 5-й симфонии Шостаковича, цифры 17–19). По строению фугато весьма разнообразны. Во многих соч. воспроизводится наиболее стабильная часть фуги — экспозиция, причём чёткое одногол. начало фугато, ясно отделяющее его от предшествующей музыки, контрастирует с окончанием, к-рое не отграничивается от к.-л. иного продолжения, часто неполифонического (финал фп. сонаты No 6, 2-я часть симфонии No 1 Бетховена; см. также пример в колонке 994).

Кроме экспозиции, фугато может содержать раздел, подобный развивающему разделу фуги (финал квартета No 2 Чайковского, цифра 32), к-рый далее обычно преобразуется в сонатную разработку (1-я часть квартета D-dur Франка). Изредка фугато трактуется как неустойчивое построение (двойное фугато в начале разработки 1-й части 6-й симфонии Чайковского: d-moll — a-moll — e-moll — h-moll). Применение в фугато сложных контрапунктич. приёмов не исключается (фугато с удержанным противосложением в 1-й части 5-й симфонии Мясковского, цифра 13; стретта в фугато «Пусть узнают, что значит власть» из 2-го д. оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова; двойное фугато во 2-й части 7-й симфонии Бетховена; тройное фугато в увертюре к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, такт 138; пятерное фугато (фуга) в коде финала симфонии C-dur «Юпитер» Моцарта), однако простые имитац. формы являются нормой.

Если фуга отличается полнотой развития и художеств. самостоятельностью образа, то фугато играет в произв., в к-рое оно «врастает», подчинённую роль.

Наиболее типично использование фугато в сонатной разработке: динамич. возможности имитации служат подготовке кульминации новой темы или раздела; фугато может находиться как во вступительном (1-я часть 6-й симфонии Чайковского), так и в центральном (1-я часть 1-й симфонии Калинникова) или предыктовом разделах разработки (1-я часть 4-го концерта для фп. с оркестром Бетховена); основанием темы служат чёткие мотивы главной партии (певучие темы побочной чаще обрабатываются канонически).

A. K. Глазунов. 6-я симфония. Часть II.

Вообще же фугато находит применение в любой части муз. произв.: при изложении и развитии темы (Allegro в увертюре к опере «Волшебная флейта» Моцарта; главная партия в увертюре к опере «Проданная невеста» Сметаны), в эпизоде (финал 5-й симфонии Прокофьева, цифра 93), репризе (фп. соната h-moll Листа), сольной каденции (концерт для скрипки с оркестром Глазунова), во вступлении (1-я часть 5-го струн. квартета Глазунова) и коде (1-я часть симфонии «Ромео и Юлия» Берлиоза), средней части сложной трёхчастной формы (ария Грязного из 1-го д. оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова), в рондо (No 36 из «Страстей по Матфею» Баха); в форме фугато может излагаться оперный лейтмотив («тема жрецов» во вступлении к опере «Аида» Верди), строиться оперная сцена (No 20 с из 3-го д. «Князя Игоря» Бородина); иногда фугато — одна из вариаций (No 22 из «Гольдберговских вариаций» Баха; хор «Чудная небесная царица» из 3-го д. оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, цифра 171); фугато как самостоят. пьеса (И. С. Бах, BWV 962; А. Ф. Гедике, ор. 36 No 40) или часть цикла (2-я часть симфониетты in E Хиндемита) встречается редко. Форма фугато (или близкая к ней) возникла в произв. строгого стиля в связи с развитием техники имитации, охватывающей все голоса.

Жоскен Депре. Missa sexti toni (super L’homme armé). Начало Kyrie.

Фугато широко применялось в соч. композиторов 17 — 1-й пол. 18 вв. (напр., в жигах из инстр. сюит, в быстрых разделах увертюр). Фугато гибко использовал И. С. Бах, достигая, напр. в хор. сочинениях, необычайной образной выпуклости и драм. экспрессии (в No 33 «Sind Blitze, sind Donner in Wolken verschwunden» и в No 54 «LaЯ ihn kreuzigen» из «Страстей по Матфею»). Поскольку выразит. смысл фугато отчётливо выявляется в сопоставлении с гомофонным изложением, композиторы 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. многообразно пользуются этим «светотеневым» контрастом. Фугато в инстр. произв. Гайдна — способ полифонизации гомофонного тематизма (реприза 1-й части струн. квартета ор. 50 No 2); Моцарт видит в фугато один из путей сближения сонаты и фуги (финал квартета G-dur, K.-v. 387); роль фугато резко возрастает в соч. Бетховена, что обусловлено стремлением композитора к общей полифонизации формы (двойное фугато в репризе 2-й части 3-й симфонии значительно усиливает и концентрирует в себе трагедийное начало).

Фугато у Моцарта и Бетховена — непременный член в системе полифонич. эпизодов, образующих «большую полифонич. форму» на уровне одной части (фугированные главная и побочная партии в экспозиции, побочная партия в репризе, имитац. разработка, стреттная кода в финале квартета G-dur, K.-v. 387 Моцарта) или цикла (фугато в 1-й, 2-й и 4-й частях 9-й симфонии; фугато в 1-й части, корреспондирующее с финальной фугой, в фп. сонате No 29 Бетховена).

Мастера 19 в., творчески развивая достижения представителей венской классич. школы, трактуют фугато по-новому — в плане программном («Битва» в интродукции «Ромео и Юлии» Берлиоза), жанровом (финал 1-го д. оперы «Кармен» Бизе), изобразительном (метель в финале 4-го д. оперы «Иван Сусанин» Глинки) и фантастически-изобразительном (картина вырастающего леса в 3-м д. оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, цифра 253), наполняют фугато новым образным смыслом, трактуя его как воплощение демонич. начала (часть «Мефистофель» из «Фауст-симфонии» Листа), как выражение раздумья (вступление к опере «Фауст» Гуно; вступление к 3-му д. оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера), как реалистич. картину жизни народа (вступление к 1-й картине пролога оперы «Борис Годунов» Мусоргского). Фугато находит многообразное применение у композиторов 20 в. (Р. Штраус, П. Хиндемит, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович и др.).

Литература: см. при ст. Фуга.

В. П. Фраёнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Секстет Термины и понятия
Звукорежиссёр Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Дрезден музыкальный Национальные культуры
Гобой Музыкальные инструменты
Реперкуссия Теория музыки
Стихира Церковная музыка
Берлин музыкальный Национальные культуры
Adagietto, адажиетто Теория музыки
Петербург (Ленинград) музыкальный Национальные культуры
Вибрафон Музыкальные инструменты
Сонатно-циклическая форма Музыкальные жанры и формы
Нидерландская школа Термины и понятия

Реклама