Бальдассаре Галуппи

Baldassare Galuppi

Дата рождения
18.10.1706
Дата смерти
03.01.1785
Профессия
Страна
Италия

Бальдассаре Галуппи (Baldassare Galuppi)

Имя Б. Галуппи мало о чем говорит современному любителю музыки, но в свое время он был одним из ведущих мастеров итальянской комической оперы. Галуппи сыграл заметную роль в музыкальной жизни не только Италии, но и других стран, особенно России.

Италия XVIII в. буквально жила оперой. Это всеми любимое искусство давало выход прирожденной страсти итальянцев к пению, их пылкому темпераменту. Однако оно не стремилось прикоснуться к духовным глубинам и не создало шедевров «на века». В XVIII в. итальянские композиторы создавали оперы десятками, и количество опер Галуппи (112) вполне типично для того времени. Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат. Блестящий виртуоз — мастер игры на клавире — он написал свыше 50 сонат для этого инструмента.

При жизни Галуппи называли Буранелло — от названия острова Бурано (близ Венеции), где он родился. Почти вся его творческая жизнь связана с Венецией: здесь он учился в консерватории (у А. Лотти), а с 1762 г. до конца жизни (за исключением времени пребывания в России) был ее директором и руководителем хора. Тогда же Галуппи получил высший музыкальный пост в Венеции — капельмейстера собора Св. Марка (до этого он почти 15 лет был помощником капельмейстера), в Венеции с конца 20-х гг. ставились его первые оперы.

Галуппи писал в основном комические оперы (лучшие из них: «Деревенский философ» — 1754, «Трое смешных влюбленных» — 1761). 20 опер было создано на тексты знаменитого драматурга К. Гольдони, который как-то сказал, что Галуппи «среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников». Кроме комических Галуппи писал и серьезные оперы на античные сюжеты: например, «Покинутая Дидона» (1741) и написанная в России «Ифигения в Тавриде» (1768). Композитор быстро завоевал известность в Италии и других странах. Его приглашают работать в Лондон (1741-43), а в 1765 г. — в Петербург, где в течение трех лет он руководил придворными оперными спектаклями и концертами. Особый интерес представляют хоровые сочинения Галуппи, созданные для православной церкви (всего 15). Композитор во многом способствовал утверждению нового, более простого и эмоционального, стиля русского церковного пения. Его учеником был выдающийся русский композитор Д. Бортнянский (он учился у Галуппи в России, а затем вместе с ним поехал в Италию).

Вернувшись в Венецию, Галуппи продолжал исполнять свои обязанности в соборе Св. Марка и в консерватории. Как писал английский путешественник Ч. Берни, «гений синьора Галуппи, подобно гению Тициана, делается все вдохновеннее с годами. Сейчас Галуппи никак не меньше 70-ти лет, и тем не менее, по общему мнению, его последние оперы и церковные сочинения изобилуют большим воодушевлением, вкусом и фантазией, чем в любой другой период его жизни».

К. Зенкин

реклама

вам может быть интересно

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Дэвид Паунтни Театральные деятели
Жерар Мортье Театральные деятели
Джоаккино Россини Композиторы
Сергей Антонов Инструменталисты

Реклама