Гармонический минор — разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень гармонического минора — высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники; между VI и VII ступенями возникает интервал увеличенной секунды.
На I и IV ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном миноре, малые (минорные) трезвучия (t и s), a на V ступени образуется большое (мажорное) трезвучие (D). Наличие вводного тона и связанная с этим мажорность доминанты позволяют трактовать аккордовые соединения и связи Г. м. по аналогии с мажором. Г. м. возник в 17 в. как лад, противоположный мажору по эмоцион. окрашенности, но допускающий сходные с ним приёмы гармонизации. Широко распространен до настоящего времени.
Литература: см при ст. Гармонический мажор.
Ю. Г. Кон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.