Карло Мария Джулини

Дата рождения
09.05.1914
Дата смерти
14.06.2005
Профессия
Страна
Италия
Карло Мария Джулини / Carlo Maria Giulini

Джулини, Карло Мария (итал. Carlo Maria Giulini; 9 V 1914, Барлетта ― 14 VI 2005, Брешиа) — итальянский дирижёр.

Окончил консерваторию «Санта-Чечилия» в Риме как альтист у Р. Принчипе (1936) и как композитор у А. Бустини (1939), в 1941 — Академию «Санта-Чечилия» как дирижёр у Б. Молинари. Играл в оркестре академии. С 1946 дирижёр оркестра Римского, в 1950–53 — Миланского радио. В 1950 дебютировал как оперный дирижёр в Бергамо («Травиата»). В 1953–56 дирижёр театра «Ла Скала», в 1955–58 работал в Чикаго, с 1969 дирижёр Чикагского, с 1973 — Венского симфонического, с 1978 — Лос-Анджелесского оркестров. С 1956 выступает с симфоническими оркестрами Европы и Америки. В репертуаре Джулини существенное место занимают произведения композиторов 18 века, а также конца 19 — начала 20 вв.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Это была долгая и славная жизнь. Полная триумфов, выражения признательности благодарных слушателей, но также и непрерывного изучения партитур, предельной духовной сосредоточенности. Карло Мария Джулини прожил более девяноста лет.

Формирование Джулини-музыканта, можно сказать без преучеличения, «обнимает» всю Италию: прекрасный полуостров, как известно, длинен и узок. Он родился в Барлетте, небольшом городе южной области Пулья (каблук «сапога») 9 мая 1914 года. Но с раннего возраста его жизнь была связана с «крайним» итальянским севером: в возрасте пяти лет будущий дирижер начал учиться игре на скрипке в Больцано. Ныне это Италия, тогда была Австро-Венгрия. Потом переехал в Рим, где продолжал занятия в Академии Санта-Чечилия, учился игре на альте.

В восемнадцать лет стал артистом оркестра Аугустеума — великолепного римского концертного зала. В качестве оркестранта Аугустеума имел возможность — и счастье — играть с такими дирижерами, как Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Клайбер, Виктор-Де Сабата, Антонио Гуарньери, Отто Клемперер, Бруно Вальтер. Играл даже под управлением Игоря Стравинского и Рихарда Штрауса. Одновременно учился дирижированию у Бернардо Молинари. Получил диплом в трудное время, в разгар второй мировой войны, в 1941 году. Его дебют был отложен: он смог встать за пульт только три года спустя, в 1944-ом. Ему поручили ни много ни мало, как первый концерт в освобожденном Риме.

Джулини говорил: «Занятия дирижированием требуют неспешности, осторожности, одиночества и тишины». Судьба сполна вознаградила его за серьезность отношения к своему искусству, за отсутствие тщеславия. В 1950 году Джулини переехал в Милан: с северной столицей будет связана вся его последующая жизнь. Год спустя-Де Сабата пригласил его на Итальянское радио и телевидение и в Миланскую консерваторию. Благодаря тому же-Де Сабате перед молодым дирижером открылись двери театра «Ла Скала». Когда в сентябре 1953 года-Де Сабата настиг сердечный кризис, Джулини наследовал ему в качестве музыкального руководителя. Ему было доверено открытие сезона (оперой Каталани «Валли»). На посту музыкального руководителя миланского храма оперы Джулини останется до 1955 года.

Джулини одинаково знаменит как оперный, так и симфонический дирижер, но его деятельность в первом качестве охватывает сравнительно небольшой отрезок времени. В 1968 году он оставит оперу и будет возвращаться к ней только время от времени в студии звукозаписи и в Лос-Анджелесе в 1982 году, когда он будет дирижировать вердиевским «Фальстафом». Хотя его оперная продукция невелика, он остается одним из протагонистов музыкальной интерпретации двадцатого века: достаточно вспомнить «Короткую жизнь» Де Фальи и «Итальянку в Алжире». Слышавшему Джулини ясно, откуда взялись точность и прозрачность интерпретаций Клаудио Аббадо.

Джулини дирижировал многими операми Верди, уделял большое внимание русской музыке, любил авторов восемнадцатого века. Именно он дирижировал «Севильским цирюльником», исполненным в 1954 году на миланском телевидении. Его волшебной палочке повиновалась Мария Каллас (в знаменитой «Травиате» в постановке Лукино Висконти). Великий режиссер и великий дирижер встречались еще на постановках «Дона Карлоса» в «Ковент-Гандене» и «Свадьбы Фигаро» в Риме. Среди опер, которыми дирижировал Джулини, — «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Альцеста» Глюка, «Вольный стрелок» Вебера, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Свадебка» Стравинского, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Его интересы были невероятно широки, его симфонический репертуар поистине неохватен, его творческая жизнь длинна и насыщенна.

В театре «Ла Скала» Джулини дирижировал до 1997 года — тринадцатью операми, одним балетом и пятьюдесятью концертами. С 1968 года его привлекала преимущественно симфоническая музыка. Все оркестры Европы и Америки хотели играть с ним. Его американский дебют состоялся в 1955 году с Чикагским симфоническим оркестром. С 1976 по 1984 годы Джулини был постоянным дирижером Лос-Анджелесского филармонического оркестр. В Европе он был главным дирижером Венского симфонического оркестра с 1973 по 1976 годы, а, кроме того, играл со всеми другими знаменитыми коллективами.

Кто видел Джулини за пультом, говорит, что его жест был элементарным, чуть ли не грубым. Маэстро не принадлежал к эксгибиционистам, гораздо в большей степени любящим себя в музыке, чем музыку в себе. Он говорил: «Музыка на бумаге мертва. Наша задача — не что иное, как пытаться оживить эту безупречную математику знаков». Джулини считал себя преданным слугой автора музыки: «Интерпретировать — это акт глубокой скромности по отношению к композитору».

Многочисленные триумфы никогда не кружили ему голову. В последние годы карьеры парижская публика стоя аплодировала Джулини в течение четверти часа за вердиевский Реквием, на что Маэстро заметил только: «Я очень рад, что могу дать немного любви посредством музыки».

Карло Мария Джулини умер в Брешии 14 июня 2005 года. Незадолго до его смерти Саймон Рэттл сказал: «Как я могу дирижировать Брамсом после того, как им дирижировал Джулини»?

Ирина Сорокина


Еще каких-нибудь десять — двенадцать лет назад это имя почти не было известно. Но где бы ни появлялся с тех пор итальянский дирижер, повсюду слушатели зачисляют его в число своих любимцев. Мировая известность пришла к артисту в шестидесятых годах. Карьера его не отличалась стремительностью. Более тридцати лет назад он окончил римскую академию «Санта-Чечелия» и поступил альтистом в ее знаменитый оркестр. Ему приходилось выступать со многими дирижерами, и, мечтая о дирижерском будущем, он старательно изучал их искусство. Отто Клемперер и Бруно Вальтер, познакомившись с одаренным музыкантом, увидели в нем будущего коллегу, а учителем его стал маститый Б. Молинари.

Впервые Джулини встал за пульт в 1940 году, а после войны окончательно оставил альт, став ассистентам дирижера Римского радио. В 1949 году он уже получает самостоятельное место дирижера оркестра Миланского радио. Его оперный дебют состоялся вскоре в Бергамо, где он дирижировал «Травиатой»: на премьере пела восходящая звезда Рената Тебальди, во втором спектакле — ее будущая соперница Мария Каллас.

Новый этап на пути Джулини ознаменовал 1952 год, когда Витторио де Сабата пригласил его своим помощником в «Ла Скала». Здесь его услышал продюсер английской фирмы «Колумбия» Уолтер Легге, который помог молодому дирижеру встать на ноги. Одна за другой стали выходить в свет записи Джулини. «Реквием» Керубини, «Служанка-госпожа» Перголези, «Итальянка в Алжире» Россини, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», Моцарта. Этот успех вызвал приглашения из разных стран, и вскоре незаметный итальянский дирижер с триумфом проводит вердиевского «Фальстафа» на Эдинбургском фестивале 1958 года. В следующем году на Нидерландском фестивале, а затем в Зкс-эн-Провансе бесспорный успех выпадает на долю его интерпретации малоизвестной оперы Гайдна «Лунный мир».

Джулини не ограничивается театром, выступая с лучшими симфоническими оркестрами Европы и Америки, в том числе особенно часто с Лондонским филармоническим, Чикагским симфоническим и «Консертгебау». Для своих программ он предпочитает выбирать музыку двух эпох: либо XVIII века (Моцарта, Гайдна, Боккерини), либо конца XIX — начала XX века (Чайковского, Равеля, Франка, де Фальи, раннего Стравинского). Среди его излюбленных произведений — «Жар-птица», «Треуголка», «Дафнис и Хлоя». Примечательно, что Джулини принадлежит одна из немногих записей на пластинку Второй симфонии Чайковского, а также «Ночи на Лысой горе» Мусоргского. С другой стороны, дирижер почти не обращается к Бетховену и немецким романтикам.

Подобные репертуарные симпатии во многом сопряжены и с характером дарования артиста. В красочных балетных партитурах ярко проявляется присущее ему чувство оркестрового колорита, ритмическая импульсивность. Но, как отмечает критик В. Швингер, «при всей порывистой упоенности его музицирования Джулини никогда не позволяет оркестру вырываться из упряжки; каждый динамический оттенок он тщательно контролирует. Прелесть его интерпретации как раз и составляет то, как он взвинчивает экстатическую напряженность, чтобы в решающий момент снова ее виртуозно остановить, например, в финальном танце из „Треуголки“ или сцене вакханалии из „Дафниса“. Он способен лишать грубости даже самые дикие звуковые взрывы. Фразировка на широком дыхании, бережное проведение инструментальных соло, в результате чего они кажутся импровизацией, наконец, умение так лепить мелодию, что она приобретает пластичность, почти осязаемую форму,- все это элементы фундамента, на котором стоит дирижерское искусство Джулини».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама