
Голованов Николай Семёнович (9 (21) I 1891, Москва — 28 VIII 1953, там же) — русский советский дирижёр, пианист и композитор. Народный артист СССР (1948).
С 1900 учился в московском Синодальном училище, где его преподавателями были В. С. Орлов и А. Д. Кастальский. Окончив училище (в 1909) со званием регента 1-го разряда, работал дирижёром Синодального хора; выступал, в частности, в берлинской Певческой академии во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы (1913). В 1914 окончил Московскую консерваторию (класс композиции M. M. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко).
В 1915 впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в этот театр на должность помощника хормейстера. В 1919-28 и 1930-36 дирижёр, в 1948-53 главный дирижёр Большого театра. С 1919 активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре, преобразованной впоследствии (1926) в Оперную студию-театр, а затем (1928) в Оперный театр им. К. С. Станиславского.
С конца 20-х гг. деятельность Голованова была связана также с Московской филармонией и Московским радиоцентром, где он возглавлял оперный Радиотеатр. В 1937-53 был художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1938 музыкальный руководитель оперного отдела вновь созданной (в 1935) Станиславским Оперно-драматической студии; совместно с режиссером M. H. Кедровым участвовал в работе над постановками опер: «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Виндзорские проказницы» Николаи, «Княжна Мэри» Дегтярёва, «Дмитрий Донской» Крюкова. С 1907 вёл педагогическую деятельность.
В 1925-29 и 1943-44 профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории. Постановка оперы «Царская невеста», осуществлённая под руководством Голованова (1926) студентами оперного класса и студенческим оркестром, — первый спектакль консерватории после Октябрьской социалистической революции. В Большом театре Голованов поставил оперы «Борис Годунов» (1948, Сталинская премия, 1949), «Садко» (1949, Сталинская премия, 1950), «Хованщина» (1950, Сталинская премия, 1951).
Голованов — один из самобытных представителей русский дирижёрской школы. Отличаясь выдающимися организаторскими способностями и энергией, он с первых лет Советской власти стал горячим пропагандистом русской классической музыки и произведений советский композиторов: Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова.
Исполнительский стиль Голованова характеризовался активностью дирижёрской воли, эмоциональным накалом, сочетанием широкой полнозвучной кантилены с яркими динамическими контрастами. Стремясь к наиболее полному выявлению своего творческого замысла, Голованов нередко (особенно в 1-й половине деятельности) прибегал к смелым (иногда спорным) оркестровым «ретушам», меняя текст авторской партитуры. Исключительная требовательность в работе давала ему возможность достигать высокой слаженности оперно-симфонического ансамбля.
В обширном репертуаре Голованова особое место принадлежало русской оперной классике и прежде всего операм М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Сталинская премия (1946). Был тонким пианистом-аккомпаниатором, выступавшим в течение многих лет в ансамбле с А. В. Неждановой.
Сочинения:
оперы — Принцесса Юрата (на сюжет балтийской легенды), Богатырский курган (по Г. Ибсену); для оркестра — симфония, увертюра на русские темы, симфоническая поэма «Саломея» (к постановке одноименной пьесы О. Уайльда, Малый театр); для фортепиано — соната; для голоса и фортепиано — романсы; обработки народных песен различных национальностей.
Литература: Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948; Аносов Н., Николай Семенович Голованов, «СМ», 1951, No 5; Шавердин А., Большой театр Союза ССР, M 1952; Некролог, «CK», 1953, I, IX; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917–1941), Л., 1963; К 75-летию Н. С. Голованова, «СМ», 1966, No 2; Хайкин В., Бурный талант, «СМ», 1968, No 8.
Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Трудно преувеличить роль этого замечательного музыканта в становлении советской дирижерской культуры. Более сорока лет продолжался плодотворный труд Голованова, оставивший значительный след и на оперной сцене и в концертной жизни страны. Он принес в молодое советское исполнительское искусство живые традиции отечественной классики.
В юные годы Голованов получил отличную школу в Московском синодальном училище (1900—1909), где его наставниками были известные хоровые дирижеры В. Орлов и А. Кастальский. В 1914 году он с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М. Ипполитова-Иванова и С. Василенко. Вскоре молодой дирижер уже начал кипучую творческую работу в Большом театре. В 1919 году здесь состоялся дирижерский дебют Голованова — под его управлением шла опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Деятельность Голованова была интенсивной и многогранной. В первые годы революции он с увлечением принимает участие в организации оперной студии при Большом театре (впоследствии — оперный театр имени К.С. Станиславского), аккомпанирует А.В. Неждановой в ее гастрольной поездке по странам Западной Европы (1922—1923), пишет музыку (его перу принадлежат две оперы, симфония, многочисленные романсы и другие произведения), ведет оперный и оркестровый классы в Московской консерватории (1925—1929). С 1937 года Голованов возглавляет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, который именно под его руководством выдвинулся в число лучших музыкальных коллективов страны.
На протяжении десятилетий концертные выступления Голованова были неотъемлемой частью художественной жизни Советского Союза. Н. Аносов писал: «Когда думаешь о творческом облике Николая Семеновича Голованова, то основной, наиболее характерной чертой представляется его национальная сущность. Русская национальная настройка творчества пронизывает исполнительскую, дирижерскую и композиторскую деятельность Голованова».
Действительно, свою главную задачу дирижер видел в пропаганде и всемерном распространении русской классической музыки. В программах его симфонических вечеров чаще всего встречались имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина, Глазунова, Рахманинова. Обращаясь к произведениям советской музыки, он искал в них прежде всего преемственные черты по отношению к русской классике; не случайно Голованов был первым исполнителем Пятой, Шестой, Двадцать второй симфоний и «Приветственной увертюры» Н. Мясковского.
Главным делом жизни Голованова был музыкальный театр. И здесь его внимание почти исключительно сосредоточилось на русской оперной классике. Большой театр осуществил под его руководством около двадцати первоклассных постановок. Репертуар дирижера украшали «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Царская невеста», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — словом, почти все лучшие оперы русских композиторов.
Голованов удивительно тонко чувствовал и знал специфику оперной сцены. Формированию его театральных принципов во многом способствовала совместная работа с А. Неждановой, Ф. Шаляпиным, П. Собиновым. По свидетельствам современников, Голованов всегда активно вникал во все процессы театральной жизни вплоть до установки декораций. В русской опере его прежде всего привлекали монументальный размах, масштабность замыслов, эмоциональная напряженность. Глубоко разбираясь в вокальной специфике, он умел плодотворно работать с певцами, неустанно добиваясь от них артистической выразительности.
М. Максакова вспоминает: «От него исходила поистине магическая сила. Одного его присутствия иногда было достаточно, чтобы по-новому ощутить музыку, понять какие-то скрытые прежде нюансы. Когда же Голованов стоял за пультом, его рука с предельной точностью формировала звук, не позволяла ему «расползаться». Его стремление к резкому подчеркиванию динамических и темповых градаций подчас вызывало споры. Но так или иначе, дирижер достигал яркого художественного впечатления».
Голованов работал с оркестром настойчиво и целеустремленно. Почти легендой стали рассказы о «безжалостности» Голованова пэ отношению к оркестрантам. Но это была лишь бескомпромиссная требовательность художника, его долг музыканта. «Говорят, что дирижер насилует волю исполнителей, подчиняет ее себе, — замечал Голованов. — Это верно и необходимо, но, конечно, в разумных пределах. В исполнении единого целого должна быть единая воля». Эту волю, все свое сердце, всю свою энергию Голованов отдал на службу русской музыке.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.