Рубеж XIX-ХХ столетий был отмечен истинным «ренессансом» русской духовной музыки: в этой области хорового искусства возникло новое направление, в русле которого творили такие композиторы, как Сергей Васильевич Рахманинов, Павел Григорьевич Чесноков, Александр Дмитриевич Кастальский. Среди созданных в этот период духовных сочинений, отмеченных и возвышенностью содержания, и красотой, и композиторским мастерством, достойное место занимают творения Александра Тихоновича Гречанинова. Мы поговорим об одной из вершин хорового творчества Гречанинова – «Страстной седмице», Op. 58, впервые прозвучавшей в 1912 г. в исполнении Московского синодального хора.
Это монументальное сочинение, состоящее из тринадцати частей, связано с неделей, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. В это время христиане вспоминают о событиях последней недели земной жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти, богослужения этих дней особенно продолжительны и сосредоточенны.
Композитор использовал для своего сочинения канонические богослужебные тексты. В первых шести частях звучат слова песнопений, исполняемых в православных храмах в первые дни Страстной седмицы, в последующих – тексты богослужений Великого поста, Страстных Четверга и Пятницы, а также Великой Субботы. Такая структура произведения изначально исключала его целостное исполнение во время богослужений (в отличие от Литургий или Всенощного бдения), и композитор предполагал, что на богослужениях могут использоваться отдельные части, а произведение в целом предназначалось для концертного исполнения.
В «Страстной седмице» Гречанинова замечательно передан скорбный и величественный дух богослужений последней недели Великого поста: произведение весьма продолжительно (оно звучит более часа), в нем преобладают медленные и умеренные темпы, мелодии отличаются широтой и протяженностью. Композитор использовал в первозданном виде только один старинный распев – болгарский (он звучит в десятом номере), но музыкальная ткань сочинения пронизана характерными интонациями старинных распевов (прежде всего – знаменного).
Более того, в каждой из частей ощущается интонационная связь с самыми распространенными вариантами соответствующих церковных песнопений в виде реминисценций или свободного варьирования мотивов. Например, в первом номере – «Се жених грядет» – варьируется попевка из Обихода Киево-Печерской лавры, мотивы поочередно проводятся то в обращении, то в первоначальном виде, украшаясь гармонией, в которой сопоставляются мажор и минор. Связь с певческой традицией православной церкви проявляется в плавности диатонических мелодий с преобладанием поступенного движения, в ровности ритма.
В первой половине цикла особенно выделяется третий номер – «Во царствии Твоем». В «обрамлении» хорового пения солист излагает заповеди блаженства в форме традиционного псалмодического речитатива, между его фразами хор повторяет слова: «Помяни нас, Господи». Хоровая фактура постепенно захватывает все более широкое звуковое «пространство», чтобы на словах «егда приидише во царствии Твоем» достичь максимального диапазона в три октавы, словно «обнимая Небеса». В конце песнопения хор троекратно излагает аккордовую тему.
Центральное положение занимает в цикле седьмой номер – «Вечери Твоея тайныя», в котором по ходу музыкального развития меняется характер хоровой фактуры, благодаря чему картинно-изобразительное начало сопоставляется с эпической обобщенностью.
Последующие три номера – самые трагедийные – повествуют о распятии и погребении Спасителя. Восьмой номер – «Разбойника благоразумного» – единственная часть цикла, исполняемая полностью двумя хорами. Длящийся тонический органный пункт, гулкие «пустые» квинты в низком регистре – все эти черты придают песнопению суровый, сумрачный характер.
Еще более трагедийно звучит десятый номер – «Бог Господь». Положенный в его основу болгарский распев сначала звучит в трехголосном изложении у мужского хора, а затем дополняется мотивом басов, который в дальнейшем подвергается развитию в ритме размеренной поступи траурного шествия (этот момент соответствует выносу плащаницы из алтаря во время богослужения).
Номер одиннадцатый – «Не рыдай Мене, Мати» – интонационно связан с малороссийскими протяжными песнями, причем родство проявляется и в мелодии, и в гармонических оборотах. В ходе музыкального развития лирическая песенность сменяется величественным и даже торжественным звучанием.
Номер двенадцатый – «Воскресни, Бож – с его мелодией в духе знаменного распева, сопровождаемой простыми аккордами звучит особенно традиционно, по-церковному.
Завершает цикл самый развернутый и сложный хор – «Да молчит всякая плоть». С медленным первым разделом сопоставляется второй, предвосхищающий Воскресение Христово: в начале песнопения «Аллилуйя» исполнители разделяются на два хора, в фактуре которых возникает имитация колокольного звона (у первого хора – перезвон малых колоколов, у второго – мерные удары больших).
«Страстная седмица» справедливо считается одной из вершин не только творчества Гречанинова, но и русской духовной музыки в целом. Остается только пожалеть, что исполняется она нечасто, поскольку это сочинение требует очень большого количества хористов.