Грузинская музыка

Категории словаря

Грузинская музыка

Памятники материальной культуры и письменные источники свидетельствуют о том, что корни груз. нар. музыки уходят в глубину более чем трёх тысячелетий. Предки грузин — хеты и субары — применяли костяной саламури (свирель с тремя отверстиями). К 1-му тысячелетию до н. э. относится бронзовая фигура мужчины, играющего на 5-струн. лире. Издревле известны груз. нар. муз. инструменты: духовые — шестиствольный соинари (или ларчеми), нестви, ствири (дудки), авили, пай (разновидности свирели), буки, квироствири (разновидности трубы), саквири (сигнальный рог), карахса (рожок), гудаствири, чибони (волынки); струнные щипковые — нанги (арфа), кнари, эбани (типа лиры), пандури, чонгури (типа лютни), цинцили (типа цимбал); струнные смычковые — чианури, чунири; ударные — бобгани (тимпан), дабдаби, думбо, ноба, доли (разновидности барабана), коси (большой воен. барабан), таблаки (малый барабан), цинцила (тарелки), дайра (бубен), спилендзчури (большая медная литавра), диплипито (миниатюрная литавра). Струн. инструменты являются преимущественно аккомпанирующими сольным и ансамблевым песням.

Свой художеств. дар груз. народ проявил особенно в песнетворчестве. Историч. документы 8 и 4 вв. до н. э. повествуют о трудовых, походных и хороводных песнях. К древности относятся также песни величания, поминальные, заклинательные, обращения к солнцу, духам предков и многие другие, отражающие пережитки древнеязыческой муз. культуры и носящие следы аграрных и обрядовых функций. Разносторонне представлено груз. поэтико-песенное творчество в репертуаре странствующих певцов-сказителей — мествире, которые были одновременно поэтами, певцами, композиторами-импровизаторами, исполни- телями на волынке.

Груз. муз. фольклор содержит ряд диалектов — хевсурский, тушинский, пшавский, мохевский, мтиульский, картлийский, кахетинский, рачинский, лечхумский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, лазский. Одной из особенностей груз. нар. музыки является разнообразное, оригинальное многоголосие (двух-, трёх-, четырёхголосие); существуют и одноголосные песни. Среди одноголосных песен без сопровождения — оровела (пахотная, молотильная, веяльная), урмули (аробная), нана (колыбельная), тирили, датпреба (плачи-причитания). Разно образны также в жанровом отношении песни, исполняющиеся в сопровождении инструментов.

Грузинская народная историко-героическая песня.

Мелодика трудовых песен развёртывается в сопоставлении декламации с орнаментированным распевом. Для песен этого рода характерны нисходящее движение к кадансу, переменность лада, изредка хроматизм. Напевы колыбельных мелодичны, задушевны, основаны на многократном повторении мотива. Напевы причитаний включают декламацию, повествование, напоминающие всхлипывания, рыдания; объём мелодии: терция — квинта. 2-голосные песни исполняются солистом или поочерёдно 2 солистами (на фоне бурдонного баса или basso ostinato, исполняемого хором). К 2-голосным песням относятся трудовые, обрядовые, бытовые, плясовые, для к-рых характерны, с одной стороны, суровая архаика, нек-рая неточность интонирования, глиссандирование к кадансу (песни горцев Вост. Грузии — хевсуры, тушины, пшавы), с другой стороны — ясность, определённость мелодич. контура, чёткая строфичная повторность, строгий метроритм.

Хоруми (воинственный танец).

Основой традиционной груз. музыки является трёхголосие, представленное двумя ветвями — восточно-груз. и зап.-грузинской. Восточногруз. песням свойственны гомофонное и гомофонно-полифонич. построение, при этом на фоне баса мелодию развивают 2 верхних голоса в различных сочетаниях: ведущая мелодия находится во 2-м голосе; основную ведёт верхний голос, она всегда поручается первому голосу, но её сопровождает контрапунктирующая с нею другая самостоятельная, исполняемая вторым голосом; два верхних голоса исполняют основную мелодию, при этом второй голос бывает мелодически более выразителен, чем первый, создавая сложную, богато расцвеченную муз. ткань. Бас во всех случаях выполняет гармоническую функцию. Наряду с др. песнями протяжные застольные («Мравалжамиер», «Чакруло», «Супрули», «Замтари» и др.) отличаются особым разнообразием форм, ладовой основы, приёмов муз. выразительности, богатством ритмоинтонации, оригинальностью модуляций. Среди зап.-груз. муз. фольклора выделяются стройностью, строго выдержанной гармонич. и ладовой структурой, суровостью звучания трёхголосные песни сванов. Им свойственны частые диссонирующие сочетания (секунда, септима, квартквинтаккорд, секундквинтаккорд, квинтсептаккорд), совместное движение 3 голосов основными трезвучиями, что создаёт особую колоритность. Мегрельские любовные, бытовые, шуточные трёхголосные песни привлекают внимание изяществом, лиризмом, плавностью, прозрачностью фактуры. Им противостоят подвижные, мужественные, драматизированные свадебные, походные, трудовые песни, развивающиеся на основе самобытной вок. полифонии. В зап.-груз. песнетворчестве нар. полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях. В них особенно специфичен верхний, т. н. извивающийся, голос — криманчули, к-рый требует от солиста высокого регистра, необычного для мужского голоса, и умения исполнять сложные фиоритуры (преимущественно орнаментального характера) гортанным звуком. Третий голос — гибкий, с широким диапазоном, принимает активное участие в создании художеств. образа. Текст песни исполняется вторым голосом, мелодически и ритмически менее развитым, по сравнению с верхним и басовым голосами, к-рые выпевают лишь отдельные слоги или восклицания. Подобные песни в целом отличают богатство мелодики, острота ритма и динамики, широкое использование сложнейших комплексов полифонич. элементов. Острота гармоний, импровизационность, темпераментность, оригинальное полифонич. мышление, вок. изобретательность свойственны гурийским и аджарским артельным четырёхголосным песням надури, к-рые попеременно исполняются двумя ансамблями, причём в каждом из них участвует не менее 6 человек.

Неотъемлемую часть груз. нар. песнетворчества составляет городской муз. фольклор, представляющий собой два стилистически разных ответвления. Первое из них — народно-проф. одноголосное, поэтико-муз. творчество мгосами (поэт-певец), прошедшее многовековой путь историч. развития. К 19 в. взаимное влияние двух муз. культур — груз. городской и вост. ашугской — способствовало созданию песенного фольклора, именовавшегося впоследствии песнями старого Тбилиси. Их тематика — дружба, патриотизм, любовь. Для них характерны диатоника, широкое мелодич. развитие, гибкость, орнаментированный мелодич. рисунок, импровизационность, задушевность. Вторая ветвь городского муз. фольклора зарождается под влиянием рус. и зап.-европ. музыки и с 50-х гг. 19 в. получает большую популярность среди интеллигенции и учащейся молодёжи. Легко запоминающиеся неаполитанские романсы, арии, хоровые и оркестровые номера из разл. опер объединялись с элементами груз. хорового многоголосия и новым груз. поэтич. текстом, преобразовываясь в трёхголосную песню. Мелодии таких песен лишены мелизматики и проводятся в двух верхних голосах параллельными терциями; басовая партия (по принципу груз. многоголосия) ведётся либо одним исполнителем, либо несколькими в унисон. Влияние европ. музыки ярче выражено в гармонич. яз. (мажорно-минорная система). Тбилиси стал родиной одноголосных песен, трёхголосных — в значит. степени Кутаиси и др. города Зап. Грузии. К городскому фольклору относятся революционные рабочие песни.

Одноголосные песни исполнялись под аккомпанемент восточных инструментов — тара, саза, кеманчи; трёхголосные — в сопровождении гитары. С кон. 19 в. входят в обиход также бузика (кавказский вариант гармоники), мандолина, балалайка.

В совр. груз. народном песнетворчестве нашли своё воплощение темы социалистич. преобразований, богатырская мощь Сов. Армии, воспеты вожди Великой Oкт. социалистич. революции, герои Великой Отечеств. войны 1941–45. Особое место занимают песни о Ленине. Совр. нар. песни преимущественно трёхголосны, исполняются и под аккомпанемент пандури, чонгури, ансамбля нар. инструментов, и без сопровождения.

В процессе многовекового развития груз. хорового многоголосия выработались его самобытные закономерности. Характерным является движение голосов параллельными квинтами и квартами, а также движение параллельными трезвучиями. Своеобразна взаимосвязанность ступеней лада: 7-я ступень выполняет доминантовую функцию, 6-я — субдоминантовую. Самый распространённый среди кадансов: VII–I (7-я ступень расположена на большую секунду вниз от тоники). Часто встречаются сложные кадансы: VI–VII-I и I–II-III (песня заканчивается в унисон на 3-й ступени миксолидийского лада). В песнях Зап. Грузии встречаются кадансы и с бульшим количеством ступеней: V–VI-VII–I, IV–V-VI–VII-I, I–II-III–IV, I–II-III–IV-V. Заключит. аккорд — унисон, квинта (терция, как правило, опускается), реже песни кончаются в октаву или кварту и, как исключение, в квартквинтаккорд. Среди разнообразнейших форм соотношения голосов по вертикали выделяются аккорды нетерцового склада: квартквинтаккорд (c-f-g), квартсептаккорд (c-f-b), квинтнонаккорд (c-g-d), септоктаккорд (с-b-с), септнонаккорд (c-b-d), октнонаккорд (c-c-d). В груз. нар. песнях встречаются разнообразнейшие формы модуляций. Наиболее часты модуляции на тон выше или ниже, на терцию и кварту вниз, на малую секунду вверх. Особенно часто тональные сдвиги встречаются в застольных протяжных песнях, где модуляция выступает как важное средство развития песни. Груз. нар. песни основаны на различных диатонических ладах, среди которых чаще встречаются миксолидийский и эолийский, реже — фригийский, дорийский, ионийский, локрийский, имеющие своеобразные звукоряды, среди которых: a-h-cis-d-e-f-g-a, a-b-c-d-e-fis-g-a, a-b-cis-d-e-f-g-a, a-b-cis-d-e-fis-g-a.

В 337 в Грузии устанавливается христ. религия. С 5 в. в церк. школах пение вводится как предмет обучения, а в обиход церк. службы входят груз. церк. песнопения; с 9 в. богослужение всецело происходит на груз. яз. В монастырях Грузии (Гелати, Икалто) и в груз. центрах за пределами страны (в Иерусалиме, на Синае, Афоне, Чёрной горе — в Сирии; Петрицони — в Болгарии) открываются духовные академии, ставшие рассадниками нац. муз. культуры. Организуются различные хоры, вок. ансамбли (гунды, даси, мцкобри). Происходит систематизация гласов, разрабатывается система муз. письма, составляются сб. дух. песнопений. Развивается творч. и науч. деятельность песнопевцев, гимнографов (мгалобелт ухуцеси), теоретиков, композиторов (хеловант мтавари), дирижёров (лодбари) — Г. и Е. Мтацминдели, И. Минчхи, Г. Мерчули, католикоса Иоанна. Виднейшее место среди них занимал М. Модрекили, составивший сб. «Иадгари» (978–988), куда, кроме собств. произв., он внёс напевы ирмосов и гимны др. авторов, записанные знаками муз. письма. Известен также рукописный сб. «Алавердские дзлиспири» (ирмосы). Один из крупнейших представителей груз. философской школы Иоанэ Петрици (11–12 вв.) сообщил в своём труде о трёх голосах — мзхар (высокий), жир (второй), бам (бас), составляющих груз. гармонию.

В 12 в. в эпоху царицы Тамары все разрозненные феодальные обл. Грузии объединяются в единое гос-во. Наряду с расцветом лит-ры, архитектуры, изобразит. иск-ва высокого развития достигает светская музыка. Оды и поэмы груз. поэтов Руставели, Шавтели, Чахрукадзе и др. исполнялись певцами под аккомпанемент различных инструментов. Получают распространение инстр. и вок.-инстр. ансамбли, приобретают популярность проф. музыканты-певцы, т. н. мутрибы и мгосани.

В 13–17 вв. Грузия неоднократно подвергалась вражеским нашествиям. В этих условиях развитие нац. культуры было затруднено, мн. её ценности погибли. Вместе с тем в этих тяжёлых условиях накапливались силы для борьбы за освобождение от иноземного ига, подготавливалось возрождение нац. иск-ва и науки. Новый подъём культуры и иск-ва начинается в 18 в.

В возрождении светской музыки принимали участие выдающиеся поэты и певцы Бесики и Саят-Нова, обществ. деятели и учёные, среди к-рых был Сулхан Саба Орбелиани (автор груз. словаря, в к-ром значит. место уделено груз. муз. терминологии), обществ. деятель и учёный Иоанн Багратиони. Большое место уделяется муз. иск-ву в духовных семинариях (в Телави, Тбилиси), певческих школах при церквах Метехи, Сиони, Кашвети, Анчисхати, Калоубани и Некреси. Глава груз. церкви католикос Антони воспитал сотни певцов, распространявших церк. пение.

Присоединение Грузии к России (1801) сыграло историч. роль в жизни груз. народа. Коренной перелом происходит и в области муз. иск-ва. Устанавливаются постоянные связи с рус. и европ. муз. культурами. Тбилиси становится центром муз. просвещения не только Грузии, но и всего Закавказья. С 20-х гг. 19 в. в аристократич. салонах процветает муз. иск-во. К этому же периоду относится начало публичных выступлений членов кружков любителей музыки, знакомивших груз. общественность с рус. и западноевроп. музыкой. В 1851 выступлением итал. труппы открылся оперный т-р в Тбилиси. С 1880 в нём выступала рус. оперная труппа, поставившая оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова и др. Это способствовало пробуждению интереса к созданию груз. опер.

Интенсивное развитие муз. жизни в Грузии вызвало тяготение к муз. просвещению и образованию. С 20-х гг. 19 в. появляются частные муз. классы, преподавание музыки ведётся в ряде учебных заведений. В 1871 в Тбилиси открывается муз. школа Кавказского муз. об-ва. Вместе с тем гл. очагом воспитания нац. кадров становятся муз. классы X. И. Саванели и А. О. Мизандари (1873, с 1876 — школа, с 1886 — уч-ще, с 1917 — консерватория, ныне им. В. П. Сараджишвили). После создания в 1883 Тифлисского отделения РМО во главе с M. M. Ипполитовым-Ивановым организация концертов становится на прочную основу, регулярно устраиваются симф. концерты. Однако груз. музыка в условиях царского самодержавия предавалась забвению.

В 1860-х гг. 19 в. в связи с нац.-освободительным движением «Тергдалеули» возникает большой интерес к нац. музыке, в т. ч. к нар. крестьянской и духовной. В 1860 в Тбилиси основывается Комитет по восстановлению грузинского церковного пения. Возрождение груз. музыки приняло широкий размах с 70-х гг. Ведётся интенсивная работа по собиранию груз. нар. творчества. Издаются сб. нар. песен и духовных песнопений М. Мачавариани (1878), А. С. Бенашвили (1886), З. И. Чхиквадзе (1896), И. Г. Каргаретели (1899). С 80-х гг. записывают духовные песнопения Ф. Я. Коридзе, В. Карбелашвили, А. Мревлишвили, А. С. Бенашвили, Р. Дзамсашвили, Д. Чиджавадзе, З. И. Чхиквадзе, затем З. П. Палиашвили и Д. И. Аракишвили и др. В составлении сб. груз. нар. песен принимали участие и рус. музыканты — X. А. Гроздов, M. M. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский, занимавшиеся педагогич. и дирижёрской деятельностью в Грузии, а также А. Н. Корещенко. Важную роль в пропаганде нар. песни сыграл груз. этнографич. хор Л. Агниашвили (осн. 1885), выступавший с 1886 под упр. чеха Ратиля. Концерты хора вызвали большой обществ. резонанс и стимулировали одарённую молодёжь к муз. деятельности. В это же время начинают свои выступления в Грузии и России груз. инструменталисты А. О. Мизандари (фп.), А. Н. Карашвили (скрипка), И. Сараджишвили (влч.), певцы М. Нанобашвили, П. Какабадзе, Ф. Я. Коридзе, певицы К. Гурамишвили, Е. Сараджишвили, М. Дзнеладзе, дирижёр И. П. Палиашвили. С 1900-х гг. публикуются сб. нар. песен Д. И. Аракишвили (1906, 1908, 1916) и З. П. Палиашвили (1910). Появляются новые музыкальные учреждения — Грузинское филармоническое об-во (1905, осуществившее пост. на груз. яз. ряда опер рус. и западноевропейских композиторов), первая груз. оперная студия (1919).

На рубеже 19–20 вв. начинается история груз. романсного и оперного творчества. Первыми образцами груз. романсного творчества стали произв. М. А. Баланчивадзе и И. Г. Каргаретели, написанные в 80-90-х гг. Валанчпвадзе явился также автором первой груз. оперы «Коварная Тамара» («Тамар Цбиери», пост. первоначально в отрывках в 1897, Петербург). Опера Н. П. Сулханишвили «Маленький кахетинец», начатая тогда же, осталась неоконченной. В 1911 была исполнена симф. картина «Гимн Ормузду» Аракишвили — первый образец груз. симф. жанра. В 1918 силами «Грузинского клуба» ставится опера Р. Гогниашвили «Кристине». В 1919 на сцене Тбилисского оперного т-ра впервые появляются груз. оперы: лирическая «Сказание о Шота Руставели» Аракишвили, монументальная эпич. опера-легенда «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили и первая нац. комич. опера «Кето и Котэ» В. И. Долидзе.

После установления в Грузии Сов. власти (1921) последовательное проведение ленинской нац. политики создало небывалые до того условия для развития груз. муз. культуры. Вводится общедоступная система муз. образования, в 1922 в Тбилиси открывается вторая консерватория (в 1924 объединена с первой). В 1922 создаётся «Общество молодых грузинских музыкантов», при к-ром тогда же организовался струн. оркестр, в 1924 — симф. оркестр и струн. квартет. Большое развитие получает в творчестве груз. композиторов опера. Особая роль в её становлении принадлежит З. П. Палиашвили, произв. к-рого являются вершиной груз. классич. музыки. З. П. Палиашвили первым среди музыкантов обобщил в масштабах оперного жанра наиболее существенные стороны нац. нар. творчества. Он создаёт оперы «Даиси» (пост. 1923) и «Латавра» (пост. 1928). В 1926 в новой ред. целиком ставится опера «Тамар Цбиери» (3-я ред., 1936, под назв. — «Дареджан Цбиери» — «Коварная Дареджан») Баланчивадзе. Детские оперы («Мир цветов», 1922; «Первое мая», 1924; «Осень», 1925; «Рассвет», 1932) создаёт Ш. М. Тактакишвили. Оперы Д. И. Аракишвили «Динара» («Жизнь — радость», 1926), а также «Лейла» (1922) и первая нац. опера на революц. тему «Цисана» (1929) Долидзе завершают первый период груз. оперного творчества. Одновременно развивается жанр романса, получивший особенно яркое воплощение в творчестве Аракишвили — классика этого жанра в груз. музыке.

Традиции собирания и обработок груз. нар. песен, заложенные в кон. 19 в., были продолжены композиторами и музыковедами первого сов. поколения — А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, Г. И. Кокеладзе, Г. З. Чхиквадзе и др. Композиторы, выдвигающиеся в 20-е и 30-е гг., — И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Тактакишвили, И. Р. Гокиели, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе и др. — закладывают фундамент симф. и камерной музыки. По-разному пользуясь источниками нар. творчества и традициями своих предшественников, опираясь на классич. наследие рус. и западноевроп. музыки, груз. композиторы искали пути создания нац. инстр. стиля. После завершения периода нац. классич. оперы ведущее положение в груз. музыке занимает на долгое время симф. жанр. Среди первых крупных произв. в этой области — симф. поэма «Гандегили» («Отшельник», 1937) Киладзе. Симф. поэма «Звиадаури» Мшвелидзе (1940) и 1-я симфония А. М. Баланчивадзе (1944) стали классич. образцами нац. симфонизма и оказали большое влияние на последующее развитие груз. симф. музыки. К симф. жанрам обращались также композиторы старшего поколения — Аракишвили, написавший 3 симфонии (1932 — первая груз. симфония, 1942, 1951), К. В. Мегвинет-Ухуцеси (автор 6 симфоний — 1-я в 1927, и др. произв.), Долидзе. Позже были созданы 1-я симфония А. Д. Мачавариани (1947) и 2 симфонии О. В. Тактакишвили (1949, 1953). Завоевали широкую популярность скрипичный концерт Мачавариани (1950) и фп. концерт О. В. Тактакишвили (1951). Симфонии, поэмы, инстр. концерты, сюиты написаны композиторами разных поколений; среди них — А. К. Андриашвили, И. Р. Гокиели, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, А. В. Шаверзашвили, Д. А. Торадзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, М. III. Давиташвили, Н. Д. Сванидзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, О. М. Гордели, Г. А. Канчели, Н. Л. Мамисашвили, Ф. П. Глонти, Н. К. Габуния, В. Ш. Азарашвили и др. Симф. творчество 2-й пол. 50-х гг. и в 60-е гг. отмечено большим интересом к поискам новых приёмов в области мелодич. и гармонич. языка, обогащающих муз.-выразительные, композиционные средства. Наиболее ярко эти тенденции представлены в «Камерной симфонии» Насидзе, 1-й симфонии Габичвадзе, в 3 симфониях Канчели, 2-й симфонии Торадзе, скрипичном концерте Квернадзе, триаде инструментальных концертов Цинцадзе, виолончельном концерте Азарашвили, в вок.-инстр. («Басня») и камерных произведениях Габунии, Мамисашвили, Сванидзе, Т. Ф. Бакурадзе, Э. М. Санадзе.

В камерно-инстр. музыке основополагающую роль сыграли Ш. М. Тактакишвили (автор первых груз. струн. квартетов и виолончельных пьес), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы), И. И. Туския (соч. для скрипки и струн. квартета). Плодотворно работают в области камерной музыки Р. К. Габичвадзе, А. Д. Мачавариани, Н. Л. Мамисашвили, Н. В. Нариманидзе, Т. Л. Бакрадзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, Н. К. Габуния, О. М. Гордели, Н. М. Вацадзе, В. Ш. Азарашвили и др. Этапными в формировании камерно-инстр. жанра стали фп. квинтет Н. И. Гудиашвили (1948), 1-е фп. трио А. В. Шаверзашвили (1952) и др. Виднейшее место в области камерного творчества занимает С. Ф. Цинцадзе. Он автор 7 струн. квартетов, миниатюр для квартета и виолончели. В его соч. отразилась эволюция нац. камерно-инстр. жанра от непосредств. воспроизведения особенностей груз. нар. музыки до освоения сложнейших приёмов совр. муз. техники.

Во 2-й пол. 30-х гг. возрождается интерес груз. композиторов к опере. В 1936 Киладзе пишет первую груз. сатирич. оперу «Бахтриони» по пьесе «Меч Кахабера» П. Какабадзе. Создаются первые оперы на совр. темы: «Депутат» Ш. М. Тактакишвили (1940), «Родина» Туския (1940), оперы на темы революц. прошлого — «Ладо Кецховели» Киладзе (пост. 1941), на героико-патриотич. сюжеты — «Маленький кахетинец» Гокиели (1943), «Мать и сын» Мачавариани (пост. 1945), «Хевисбэри Гоча» («Старейшина Гоча», пост. 1951) Азмайпарашвили. Популярность получила опера на тему нар.-освободит. движения — «Разбойник Како» Андриашвили (1940, по поэме И. Г. Чавчавадзе). «Призыв гор» Торадзе (1947) — первая опера, посв. теме Великой Отечеств. войны 1941–45. На совр. сюжеты написаны «Мзия» Баланчивадзе (1949), «Марине» Шаверзашвили (пост. 1954), «Лавина» Андриашвили (пост. 1960), «Рассвет» И. А. Геджадзе (пост. 1961), «Золотая свадьба» А. М. Баланчивадзе (пост. 1970).

К наиболее значит. произв. груз. муз. т-ра принадлежат монументально-эпич. опера «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (пост. 1946, по поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), историко-патриотич. «Башн-Ачуки» Кереселидзе (пост. 1946, по поэме А. Р. Церетели), опера для детей «Непрошенные гости» Букин (пост. 1950). Дружбе рус. и груз. народов посв. опера «Невеста Севера» Торадзе (пост. 1958), воспевающая любовь А. С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе. В монумент. опере «Десница великого мастера» Мшвелидзе (пост. 1961, написанной по одноим. роману К. С. Гамсахурдиа) отражены созидательная энергия и свободолюбие груз. народа. Высокопоэтическая опера-поэма «Миндия» О. В. Тактакишвили (пост. 1961, создана по мотивам произв. Важа-Пшавелы) своей гуманистич. направленностью перекликается с важнейшими идеями современности. 1500-летию основания Тбилиси посв. опера «Легенда о Тбилиси» О. Л. Тевдорадзе (пост. 1958). 50-летию Великого Октября посв. оперный триптих О. В. Тактакишвили «Три новеллы» (1967; 2-я ред. под назв. «Три жизни», 1972), включивший одноактные оперы: «Два брата», «Судьба солдата» (по новеллам М. С. Джавахишвили) и «Чикори» (по стихотворениям Г. В. Табидзе). Появился ряд детских опер: «Свадьба соек» Андриашвили (пост. 1954), «Красная шапочка» (пост. 1958) и «Хрустальный башмачок» (пост. 1965) Гокиели, «Каджана» Давиташвили (пост. 1966), «Зайчишка- хвастунишка» Мамисашвили (пост. 1971).

В 1936 ставится первый груз. балет «Мзечабуки» (позднее шёл в новой ред. под назв. «Сердце гор») Баланчивадзе, пронизанный духом нац. героико-романтич. эпоса. Найденный в этом произв. синтез груз. нар. танц. элементов со средствами классич. музыки и хореографии стал основополагающим для развития нац. балета. Эти традиции продолжены в сказочно-фантастич. балете «Синатле» Киладзе («Свет», пост. 1947; 2-я ред. 1965) и героико-патриотич. балете «Горда» Торадзе (пост. 1949), утвердившемся в репертуаре. События Великой Отечеств. войны получили отражение в балетах «За мир» Торадзе (пост. 1953), «Поэма» Цинцадзе (1966) и частично в «Хореографических новеллах» Квернадзе (1964). Были воплощены произведения мировой классической литературы: «Отелло» Мачавариани (пост. 1957, по Шекспиру), завоевавший широкую известность, «Демон» Цинцадзе (пост. 1961, по М. Ю. Лермонтову), «Мцыри» А. М. Баланчивадзе (пост. 1964, по М. Ю. Лермонтову), «Гамлет» Габичвадзе (пост. 1971, по Шекспиру). 50-летию Октябрьской революции посв. балет «Рассвет» Глонти (пост. 1967). По мотивам нар. карнавала масок написан балет «Берикаоба» Квернадзе (1973).

Кантатно-ораториальный жанр, возникший в Грузии после Великой Окт. социалистич. революции, особенно близок груз. композиторам, т. к. своими корнями он уходит в нар. хоровой эпос, в частности — величавые карталино-кахетинские песни. Первые груз. кантаты написаны М. А. Баланчивадзе («Слава ЗАГЕСу», 1927) и З. П. Палиашвили («Торжественная кантата», посв. 10-летию Октября, 1927). В 40-е гг. авторами ораторий и кантат явились Р. К. Габичвадзе, Н. И. Гудиашвили, Н. В. Нариманидзе, Г. И. Кокеладзе. Монумент. ораторию «Кавкасиони» (1949) на тему обороны Кавказа создал Ш. М. Мшвелидзе. Темы современности и патриотизма ярко воплощены в произв.: «День моей Родины» Мачавариани (1954), «Слава Октябрю» Шаверзашвнли (1959), «О чём поёт Кура» Гордели (1961), «Родина моя» Насидзе (1967), «Революционная Грузия» Бакрадзе (1967). Глубиной и эпич. величавостью отличаются кантата «Сердце Картли» Чимакадзе (1952), оратории «По следам Руставели» О. В. Тактакишвили (1964, по одноим. циклу И. В. Абашидзе), его же «Бараташвили» (1970, на стихотворения H. M. Бараташвили). В. И. Ленину посв. монументальная оратория «Бессмертие» Цинцадзе. Яркими образцами претворения нар. песни являются кантата «Гурийские песни» О. В. Тактакишвили (1973) и его же обр. мегрельских песен.

Истоки груз. оперетты заключены, с одной стороны, в комедийных спектаклях, шедших на сцене нац. драм. т-ра начиная со 2-й пол. 19 в., с др. — в первой груз. комич. опере «Кето и Котэ» Долидзе. Формирование жанра оперетты в Грузии связано с деятельностью Тбилисского театра муз. комедии им. В. Абашидзе. В жанре оперетты ярко проявили себя мн. композиторы — Ш. Е. Милорава (особенно популярна «Песня о Тбилиси», 1958) и Г. Г. Цабадзе (наиболее известны «Великолепная тройка», 1963; «Мой безумный брат», 1965; «Свадьба Курки», 1969; «Мелодии снежных гор», 1972). В этом жанре работают также композиторы А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, Н. И. Гудиашвили, Д. А. Торадзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди (автор первой груз. муз. комедии), Ш. Е. Джоджуа, Л. М. Яшвили, И. А. Геджадзе, В. Щ. Азарашвили, Н. К. Габуния, С. И. Насидзе, Б. А. Квернадзе, А. К. Раквиашвили.

Новый этап развития груз. романса начался с конца 40-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. И. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Написаны вок.-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз. поэтов. В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, A. М. Баланчивадзе, А. И. Букия, Г. И. Кокеладзе, B. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, М. Ш. Давиташвили, Р. И. Лагидзе, О. Л. Тевдорадзе, А. А. Баскаков, Я. В. Бобохидзе. Важную роль в развитии песни сыграла музыка кино, музыка к спектаклям драм. т-ров, эстрадная музыка; в этой области популярность получили произв. Р. И. Лагидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. M. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.

Значительное место в творчестве груз. сов. композитopoв занимает музыка для детей. Среди произв. этого жанра (кроме вышеупомянутых детских опер) — балет «Сокровище голубой горы» Цинцадзе (пост. 1956), фп. концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фп. соч. разных форм Т. А. Шаверзашвили (основоположницы груз. детской музыки), В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М. Ш. Давиташвили, Г. И. Кокеладзе.

Главным очагом нац. оперного и балетного иск-ва является Грузинский театр оперы и балета. Т-р создал школу нац. вок. иск-ва, зачинателями к-рой явились нар. арт. Груз. ССР В. П. Сараджишвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди певцов: нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгуладзе, З. И. Анджапаридзе; нар. арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Д. Г. Бадридзе, Н. Н. Белакнели, Г. И. Венадзе, Д. А. Гамрекели, Г. М. Григорашвили, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, Т. В. Мушкудиани, Д. С. Мчедлидзе, М. Н. Накашидзе, З. Л. Соткилава, Е. Т. Сохадзе, Ц. Б. Татишвили, Н. С. Тугуши, Н. В. Харадзе, Н. А. Цомая, Л. Г. Чкония, И. Л. Шушания.

Основоположники груз. дирижёрского иск-ва — нар. арт. Груз. ССР И. П. Палиашвили и засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. С. Микеладзе. Среди дирижёров — нар. арт. СССР О. А. Димитриади, нар. арт. Груз. ССР Д. Л. Мирцхулава, В. П. Палиашвили, засл. деят. иск-в Груз. ССР Ш. И. Азмайпарашвили; Г. В. Азмайпарашвили, Д. И. Гокиели, Д. И. Кахидзе, Л. Г. Киладзе, З. З. Хуродзе и др. Основатели груз. пианистич. школы нар. арт. Груз. ССР А. Д. Вирсаладзе; А. И. Тулашвили. Крупнейшие исполнители: пианисты — нар. арт. Груз. ССР Э. К. Вирсаладзе, засл. арт. Груз. ССР М. В. Мдивани, М. Д. Чхеидзе, Т. К. Амираджиби, Т. Ш. Гоголашвили, Г. К. Кавтарадзе, засл. деят. иск-в Груз. ССР Н. К. Габуния, А. Ш. Нижарадзе; скрипачки — нар. арт. Груз. ССР М. Л. Яшвили; Л. А. Исакадзе, Н. Л. Яшвили; виолончелисты — засл. арт. Груз. ССР Г. К. Барнабишвили, А. И. Чиджавадзе, И. Чейшвили, Т. Б. Габарашвили, Э. А. Исакадзе. Основоположник груз. балета — нар. арт. СССР арт. балета и балетмейстер В. М. Чабукиани. Вопросам истории древнегруз. муз. культуры посв. труды крупных груз. учёных, в т. ч. историка И. А. Джавахишвили, филолога П. Е. Ингороквы, а также музыковедов Г. З. Чхиквадзе, В. А. Гвахария, О. Л. Чиджавадзе. Основы научной фольклористики заложил Д. И. Аракишвили, в дальнейшем проблемы истории и теории фольклора разрабатывались в трудах Ш. С. Асланишвили, Г. З. Чхиквадзе, В. В. Ахобадзе, Б. А. Гулисашвили, М. К. Жордания, Т. С. Мамаладзе, А. С. Мшвелидзе. Первым груз. муз. публицистом был И. Э. Зурабишвили. В обл. историч. музыковедения и муз. критики выделяются работы В. Г. Донадзе, Г. Ш. Орджоникидзе, Г. Г. Торадзе, П. В. Хучуа, А. Г. Цулукидзе. Среди груз. музыковедов — X. А. Аракелов, М. Ш. Ахметели, Е. А. Баланчивадзе, А. Г. Бегиджанов, Т. Н. Геладзе, Е. С. Дзидзадзе, Н. С. Кавтарадзе, М. А. Канчели, Т. К. Квирикадзе, Л. П. Палиашвили, М. Я. Пичхадзе, М. А. Сальберг-Вачнадзе, К. Д. Туманишвили, Т. Г. Хурошвили, Н. Г. Чиаурели, М. В. Яшвили.

В Грузии работают (1973): Тбилисский т-р оперы и балета им. З. П. Палиашвили (филиал — в Кутаиси), Тбилисский т-р муз. комедии им. В. Абашидзе (1934), Гос. симф. оркестр (1933), симф. оркестр радио и телевидения, струн. квартет Груз. ССР (1930). В систему Груз. филармонии входят: хоровая капелла, 3 ансамбля нар. песни и танца, Ансамбль нар. танца, эстр. оркестр «Рэро», эстрадные вок.-инстр. ансамбли, в т. ч. «Орера».

В Тбилиси работают Консерватория им. В. П. Сараджишвили, 3 муз. уч-ща, Центр. муз. школа, 20 муз. школ; муз. уч-ща имеются в Кутаиси, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Телави, Поти, Гори, Боржоми, Сигнахи, Рустави; муз. школы — во всех городах, районных центрах p крупных сёлах. Союз композиторов Груз. ССР осн. в 1932.

Литература: В. Д. К. (Корганов В. Д.), Кавказская музыка, Библиографические заметки, Тифлис, 1900; его же, Кавказская музыка, Сб. ст., Тифлис, 1908; Каргаретели И. Г., Грузинская музыка, Тифлис, 1901; Аракишвили (Аракчиев) Д. И., Музыкально-этнографические очерки грузинской народной музыки, в кн.: Труды музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 1, М., 1906, т. 2, М., 1908, т. 5, М., 1916; его же, Обзор народной песни Восточной Грузии, Тб., 1948; Ипполитов-Иванов M. M., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Стешенко-Куфтина В., Древнейшие основы грузинской музыки, I. Флейта Пана, Тб., 1936; Чхиквадзе Gr., Композиторы Грузинской ССР. Краткие биографии, Тб., 1949; его же, Основные типы грузинского народного многоголосия, М., 1964; Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956; Бегиджанов А. и Чхиквадзе Г., Грузинская ССР, М., 1957 (серия Музыкальная культура союзных республик); Грузинская музыкальная культура. Сб., М., 1957; Донадзе В., Захарий Палиашвили, М., 1958, 1971; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2 — Музыкальная культура Азербайджана, Армении и Грузии, М., 1963; Музыкальная жизнь Грузии. Сб. материалов, Тб., 1965; История музыки народов СССР, т. 1–4, М., 1966–73; Toрадзе Г. Г., Композиторы Грузии. Краткие биографии, Тб., 1968, 1973; Мшвелидзе A., Очерки по истории музыкального образования в Грузии, М., 1971; на груз. яз. — Карбелашвили П., Грузинские церковные и гражданские мотивы, Тб., 1898; Палиашвили З., Сборник грузинских народных песен, Тб., 1910 (вступ. ст. также на рус. яз.); Джавахишвили Ив., Основные вопросы истории грузинской музыки, Тб., 1938; Аракишвили (Аракчиев) Д. И., Краткий исторический обзор грузинской музыки, Тб., 1940 (также на рус. яз.); Куция-Гваладзе Т., Библиография грузинских музыкальных произведений. 1872–1946, Тб., 1947; Чхиквадзе Gр., Древняя музыкальная культура грузинского народа, Тб., 1948; его же, Тема патриотизма в грузинском музыкальном фольклоре, Тб., 1958; его же, Современный грузинский музыкальный фольклор, Тб., 1961; его же, Грузинская народная музыка, Тб., 1965; Асланишвили Ш., Гармония карталино-кахетинских хоровых песен, Тб., 1950; его же, Очерки по грузинской народной песне, т. 1–2, Тб., 1954–56; Ингороква П., Расшифровка грузинской музыкальной нотописи античной эпохи и средних веков и восстановление древней грузинской музыки, «Мнатоби», 19 58, No 2; Гвахария В. A., Развитие грузинских музыкальных систем (X—XVIII вв.), Тб., 1962; Цулукидзе A., Музыка современности, Тб., (1966); его же, Грузинская советская музыка, Тб., 1971; Шилакадзе М., Грузинские народные инструменты и инструментальная музыка, Тб., 1971 (резюме также на рус. яз.).

Г. З. Чхиквадзе, А. Г. Цулукидзе
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Грузинский балет

реклама

вам может быть интересно

Бард Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Певчий Опера, вокал, пение
Камерная симфония Термины и понятия
Албанская музыка Национальные культуры
Тамбурмажор Термины и понятия
Изаи Эжен Биографии
Грузинская музыка Национальные культуры
Дуда Национальные культуры
Ода Термины и понятия
Балетмейстер Балет и танец
Détaché, деташe Теория музыки

Реклама