
Бернард Хайтинк (полное имя Бернард Йохан Херман Хайтинк, голл. Bernard Johan Herman Haitink; 4 марта 1929 года, Амстердам — 21 октября 2021, Лондон) — голландский дирижёр.
Виллем Менгельберг, Бруно Вальтер, Пьер Монте, Эдуард ван Бейнум, Эуген Йохум — таков блестящий перечень артистов, руководивших в XX веке знаменитым оркестром «Консертгебау» в Амстердаме. Тот факт, что несколько лет назад этот список пополнился именем молодого нидерландского дирижера Бернарда Хайтинка, уже сам по себе достаточно красноречив. Вместе с тем назначение на столь ответственный пост явилось и признанием его таланта, результатом успешно начатой и весьма стремительной карьеры.
Бернард Хайтинк окончил Амстердамскую консерваторию как скрипач, но после этого стал посещать дирижерские курсы Нидерландского радио, которые вел Ф. Лейтнер в Хилверсуме. Дирижерскую практику он проходил в Штутгартской опере, под руководством своего учителя. Еще в 1953 году Хайтинк был скрипачом в филармоническом оркестре радио Хилверсума, а в 1957 году возглавил этот коллектив и проработал с ним пять лет. За это время Хайтинк освоил огромное количество произведений, выступал со всеми оркестрами страны, в том числе неоднократно на протяжении ряда лет стоял по приглашению Бейнума за пультом «Концертгебау».
После смерти Бейнума молодой артист разделил с маститым Э. Йохумом пост главного дирижера оркестра. Хайтинку, не имевшему достаточного опыта, не сразу удалось завоевать авторитет музыкантов и публики. Но уже через два года критики признали его достойным продолжателем дела выдающихся предшественников. Опытный коллектив полюбил своего руководителя, помог возмужать его таланту.
Ныне Хайтинк прочно занимает место среди наиболее одаренных представителей европейской дирижерской молодежи. Это подтверждают не только его успехи на родине, но и гастрольные выступления в крупнейших центрах и на фестивалях — в Эдинбурге, Берлине, Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Праге. Высоко оценены критикой многие записи молодого дирижера, в том числе Первая симфония Малера, поэмы Сметаны, «Итальянское каприччио» Чайковского, сюита «Жар-птица» Стравинского.
Талант дирижера разносторонен, он привлекает ясностью и простотой. «Что бы он ни дирижировал,— пишет немецкий критик В. Швингер, — вас не покидает ощущение свежести и подкупающей естественности». Его вкус, чувство стиля я формы особенно ярко проявляются в исполнении поздних симфоний Гайдна, его же «Времен года», симфоний Шуберта, Брамса, Брукнера, «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Часто исполняет Хайтинк и сочинения современных нидерландских композиторов — X. Бадингса, ван дер Хорста, де Леува и других. Наконец, удачными оказались и его первые оперные постановки — «Летучий голландец» и «Дон-Жуан».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969
Обладатель Ордена Британской империи, премии «Грэмми», введенный в Зал славы журнала «Gramophone» и вошедший в число ста лучших дирижеров всех времен согласно опросу «BBC Music Magazine» – английского журнала… Но все эти знаки признания, которые заслужил голландский дирижер Бернард Хайтинк, меркнут перед главным – перед восторгами публики.
Родина Бернарда Хайтинка – Амстердам. Он появился на свет в семье государственного служащего. Свой путь в музыкальном искусстве он начинал с игры на скрипке – именно в таком качестве Хайтинк обучался в Амстердамской консерватории, но в 1954 году она начал обучаться дирижированию, а наставником его был немецкий дирижер Фердинанд Ляйтнер.
Дирижерская карьера Бернарда Хайтинка началась в 1955 году, и тогда она была связана с Оркестром Нидерландского радио, где он занял должность второго дирижера, а по прошествии двух лет Хайтинк возглавил этот исполнительский коллектив. Но еще за год до этого началось его сотрудничество с ведущим оркестром Нидерландов – Консертгебау. В штате этого исполнительского коллектива Бернард Хайтинк работал с 1959 года. Им в то время руководил Эдуард ван Бейнум, который скоропостижно скончался от сердечного приступа во время репетиции Симфонии № 1 Иоганнеса Брамса в 1961 году. Бернард Хайтинк стал следующим главным дирижером Оркестра Консертгебау. В течение ближайших двух сезонов он занимал эту должность наряду с немецким дирижером Ойгеном Йохумом, а в последующие годы – единолично.
Возглавляя Оркестр Консертгебау, Бернард Хайтинк проявил себя не только с музыкальной стороны, но и как руководитель, которому небезразличны и интересы подчиненных, и судьба исполнительского коллектива. Так, в начале 1980-х годов правительство Нидерландов вознамерилось сократить субсидирование этого исполнительского коллектива. С практической точки зрения это означало увольнение более двух десятков оркестрантов. В знак протеста против такой политики правительства в отношении лучшего оркестра страны Хайтинк пригрозил уйти в отставку. В конечном итоге все финансовые вопросы были урегулированы, а Хайтинк не покинул Консертгебау.
Главным дирижером Консертгебау Бернард Хайтинк оставался до 1988 года. Но в эти годы, как и в последующие, он сотрудничал и с другими исполнительскими коллективами. Двенадцать лет, начиная с 1967 года он руководил Филармоническим оркестром в Лондоне. В 1978 году стал во главе Глайндборнского фестиваля, а через девять лет – театра «Ковент-Гарден». Шесть лет, начиная с 1994 года он был руководителем Молодежного оркестра Европейского союза. В 2002 году дирижер возглавил Дрезденскую государственную капеллу – он заключил с нею контракт на четыре года, однако в 2004 году дирижер и директор капеллы разошлись во мнениях на почве вопросов не музыкальных, а организационных, в результате чего контракт был расторгнут досрочно. В 2006 году Хайтинк стал главным дирижером Чикагского симфонического оркестра, который возглавлял на протяжении последующих четырех лет.
Какие произведения звучали под управлением Бернарда Хайтинка? На счету дирижера – исполнение всех симфоний Людвига ван Бетховена, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Густава Малера, Ральфа Воан-Уильямса, Петра Ильича Чайковского, Антона Брукнера. Совместно с чилийским пианистом Клаудио Аррау Хайтинк осуществил запись фортепианных концертов Иоганнеса Брамса и Людвига ван Бетховена. Среди произведений, которыми дирижировал Хайтинк – симфонические поэмы Бедржиха Сметаны, «Итальянское каприччио» Петра Ильича Чайковского, симфонии Йозефа Гайдна и его оратория «Времена года» и многие другие произведения. Но не только шедевры прошлого звучали под управлением Хайтинка – не забывал он и о композиторах-современниках, особенно нидерландских. Другая сторона творчества Хайтинка – оперное дирижирование. Первыми операми, поставленными под его управлением, были «Летучий голландец» Рихарда Вагнера и «Дон-Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта. На протяжении своей дирижерской карьеры он осуществил постановку и запись множества опер Джузеппе Верди, Леоша Яначека, Рихарда Штрауса и других композиторов.
В 2019 году Бернард Хайтинк отмечал свой девяностолетний юбилей. Тогда же прославленный маэстро принял решение завершить сценическую деятельность. Последнее выступление Бернарда Хайтинка состоялось в сентябре 2019 года в Швейцарии, на Люцернском фестивале. Венский филармонический оркестр исполнил под его управлением два произведения – Симфонию № 7 Антона Брукнера и Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Людвига ван Бетховена. Юбилей знаменитого дирижера был отмечен еще одним событием – изданием сборника бесед с Бернардом Хайтинком, состоявшихся в последние два десятилетия. Презентация сборника также состоялась в рамках Люцернского фестиваля.
Бернард Хайтинк скончался в 2021 году.