Густав Холст

Дата рождения
21.09.1874
Дата смерти
25.05.1934
Профессия
Страна
Англия
Густав Холст

Холст, Густав Теодор (англ. Gustav Theodore Holst; 21 IX 1874, Челтнем — 25 V 1934, Лондон) — английский композитор.

Происходил из семьи с давними музыкальными традициями (бабушка, отец, дед и прадед были пианистами). Служил органистом, дирижировал симфоническим оркестром на родине. Окончил по классу тромбона лондонский Королевский музыкальный колледж, где изучал также композицию под руководством Ч. Станфорда (с 1893). В 1898–1903 1-й тромбонист в «Карл-Роза опера-компани».

С 1903 преподаватель и директор различных начальных и средних музыкально-учебных заведений Лондона, в т. ч. Морли-колледжа, в 1919–23 профессор композиции Королевского музыкального колледжа. В 1932 читал курс лекций в Гарвардском университете (США). В 1905 (под влиянием Р. Воана-Уильямса) начал изучение английской народной песни; в ранних сочинениях использовал национальный музыкальный фольклор.

В 1910-х гг. обратился к музыкальной культуре Востока (изучал санскрит в Школе восточных языков, 1906–11). В 1918–19 посетил города Малой Азии. Наряду с хоровыми циклами на слова Дж. Китса и других английских поэтов, а также У. Уитмена писал вокальные сочинения на собственные переводы из «Ригведы» и на слова Калидасы и других индийских поэтов.

На собственные либретто по мотивам индийского эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» создал оперы «Сита» (осталась в рукописи; 1900–06, в духе вагнеровских музыкальных драм) и «Савитри» (1908, камерная), многие мелодии которых выдержаны в переменных размерах — 5/4 и 7/4 (это связано с использованием прозаического английского текста). Увлечение экзотикой проявилось также в оркестровой сюите «Бени Мора», отразившей впечатления от поездки в Алжир. В то же время сумрачность и некоторая суровость музыки роднит сочинения Холста с произведениями «поэтов Севера» — Я. Сибелиуса и Р. Воан-Уильямса.

Наиболее известные произведения Холста — симфоническая сюита «Планеты» и «Гимн Иисуса» (для 2 хоров с оркестром), в которых проявляется характерный для него синтез традиционных и новаторских тенденций. Их отличает стремление к классической ясности и уравновешенности, использование национального фольклора, а также форм старинной музыки (мотеты, мадригалы 16 в.); в то же время Холст применяет в них сложные ритмы, полигармонические комплексы и приёмы современной красочной оркестровки (ощутимо влияние сочинений И. Ф. Стравинского).

Наряду с произведениями, в которых Холст проявил себя как искусный полифонист (в фугированной увертюре, 1922, и фугированном концерте для флейты, гобоя и струнных, 1923), он создал ряд хоров (ок. 50) с простой фактурой, рассчитанных на исполнение школьными, рабочими и др. любительскими коллективами (в 1916 основал хор в Морли-колледже, выступавший перед рабочей аудиторией).

Сочинения:

7 опер (из них 3 не окончены; все — одноактные), в т. ч. Савитри (1916, Лондон), Круглый дурак (The perfect fool, 1923, Лондон), В голове вепря (At the boar’s head, пo «Генриху IV» Шекспира, 1924, Манчестер), Сказка о бродячем школяре (The tale of the wandering scholar, соч. 1929; 1934, Ливерпуль); оперетты — Замок Лансдаун (Lansdown castle, 1893, Челтнем), Идея (The Idea, для детей, 1903, Лондон); балеты (в т. ч., с хором) Золотой гусь (The golden goose, 1926, Лондон), Утро года (The morning of the year, 1927, Лондон); для солиста, хора и оркестра — хоровая симфония (на сл. Дж. Китса, 1924), хоровая фантазия (с органом, 1930); для оркестра — Котсуолд-симфония (1900), симфоническая поэма Индра (1903), фугированная увертюра (1922), сюиты, в т. ч. Бени Мора (1910), Планеты (The planets, 7 пьес, 1914–16), Японская (Japanese suite, 1915), 2 песни без слов (Two songs without words, 1906), пьесы, в т. ч. Эгдонова пустошь (Egdon heath, по Т. Харди, 1927), прелюдия и скерцо Кузнец (Hammersmith, 1930); 3 сюиты для духового оркестра (1909, 1911, 1928); концерты с оркестром — фугированный концерт для флейты, гобоя и струнных (1923), двойной концерт для 2 скр. (1929), Лирическое движение (Lyric movement, для альта и малого оркестра, 1934); камерно-инструментальные ансамбли — терцет для флейты, гобоя и альта (1925), струнный квартет Фантазия (1916), духовой квинтет с фортепиано (1896), духовой квинтет (1903), фантастическая пьеса для гобоя и струнных (1896); хоры с оркестром — Таинственный трубач (The mystic trumpeter, по У. Уитмену, 1904), Гимн Иисуса (Hymn of Jesus, для 2 хоров с орк., 1917), циклы хоров с оркестром на сл. У. Шекспира, Г. Гейне, Т. Харди и др.; многоголосные песни типа мадригалов (партсонги); пьесы для скрипки, для виолончели; музыка к спектаклям драм. театра; обработки английских народных песен и музыки Г. Пёрселла к спектаклям драм. театра.

Литературные сочинения: Heirs and rebels. Letters written to each other and occasional writings of music, L.-N. Y., 1959 (совм. с Р. Воан-Уильямсом); Letters to W. G. Whittaker, Glasgow, 1974.

Литература: Vaughan Williams R., G. Holst, «ML», 1920, v. 1; Dyers L. B. M., G. Holst, в кн.: Music by British composers. A series of complete catalogues, No 1, L., 1931; Holst I., G. Holst, Oxf., 1938, L., 1958; её же, The music of G. Holst, L.-N. Y., 1951, 1975; eё жe, A thematic catalogue of G. Hoist’s music, L., 1974; Вах С., Recollections of G. Holst, «ML», 1939, v. 20; Rubbra E., G. Hoist, Munch., 1947; Dickinson A. E. P., G. Holst, L., 1954, в кн.: The musician’s world. Great composers in their letters, L., 1965; Howes F., The English musical Renaissance, L., 1966.

И. А. Слепнёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама