«Крики мира» (фр. Cris du monde) — оратория Артюра Онеггера (1931).
В непосредственной близости к Первой симфонии Артюр Онеггер задумывает драматическую ораторию «Крики мира», стремясь выразить в ней растущее чувство тревоги перед ближайшим будущим. Поэт Рене Бизе вместе с композитором заимствуют идею нового произведения из «Гимна одиночеству» английского поэта-романтика Джона Китса.
Комментируя прохладный прием «Криков мира» в Париже, Онеггер писал: «Одни увидели в оратории воплощение коммунистических идей, другие — гимн реакционности. В действительности я выразил в ней бунт личности против толпы, которая ее подавляет, — тема вполне актуальная…»
В «Криках мира» Онеггер сознательно отказывается от своих недавних урбанистических увлечений. Вместо воспевания современного города и новейшей техники в качестве высшего достижения цивилизации, он гневно обличает бездушие машины, превращающей человека в своего раба.
«Крики мира» — это поэма об одиночестве в современном мире. Машины, окружающие человека, враждебны ему, как и угар «ночного города» — города оргий и кабаков. От одиночества не спасает ни природа, ни любовь (образы, сосредоточенные в средней, лирической части). И хотя в ораторию вводятся мотивы рабочих демонстраций — с соответствующим кругом интонаций, — общий итог ее пессимистичен, ибо автор не видит выхода из бесчеловечного мира машин.
Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.