Опера Леоша Яначека «Енуфа» («Её падчерица»)

Композитор
Дата премьеры
21.01.1904
Жанр
Страна
Чехия
Опера Леоша Яначека «Енуфа». Постер Рафала Олбинского

«Енуфа» («Её падчерица») (чеш. Jenůfa, чеш. Její pastorkyňa) — опера из жизни крестьян Моравии Леоша Яначека в 3 действиях, либретто композитора по драме Г. Прейссовой «Ее падчерица».

Премьера в Брно 21 января 1904 г. прошла незамеченной. В 1906 г. композитор переработал оперу, а в 1911-м создал 3-ю редакцию, которая позднее была поставлена в Праге (с переделками дирижера К. Коваржовица; премьера — 26 мая 1916 г.), затем в Вене (1918) и принесла автору мировую известность. На русской сцене впервые: Новосибирск, 1958 г., и в этом же году — Москва, Большой театр, под управлением 3. Халабалы.

«Енуфа» — выдающееся явление в музыке XX в. Опираясь на моравский фольклор, Яначек правдиво и глубоко передал драму крестьянской девушки. Композитор следовал по пути Мусоргского, раскрывая духовную жизнь людей через воссоздание интонаций живой речи. В основе либретто — драма, написанная в натуралистической манере. Музыка Яначека, свободная от натурализма, обладает могучей эмоциональной силой и психологической правдой. Она писалась в тяжелый период жизни композитора (болезнь и смерть дочери).

Енуфу, падчерицу набожной женщины по прозвищу Дьячиха, любят сводные братья Штева и Лаца. Она ждет ребенка от Штевы, но тот не собирается жениться на ней, тогда как Лаца тщетно пытается добиться ее согласия на брак с ним. Отвергнутый, он в порыве ревности ранит Енуфу в лицо. У нее рождается сын. Дьячиха прячет его, чтобы спасти доброе имя падчерицы. Тщетно пытается она убедить Штеву жениться на Енуфе. Но тому нет дела до любовницы, он нашел богатую невесту — дочь сельского старосты Карольку. Дьячиха решает убить ребенка. Она дает Енуфе сонное питье и, воспользовавшись ее беспамятством, бросает дитя в прорубь. Пришедшей в себя падчерице она внушает, что сын умер во время ее болезни. Енуфа соглашается на брак с Лацей. Два месяца спустя празднуется их свадьба. Среди гостей — Штева и Каролька. Вбегает пастушонок Яна с вестью, что подо льдом найден труп ребенка. Толпа хочет побить камнями Енуфу, как детоубийцу. Тогда Дьячиха кается в своем грехе. Каролька, узнав, что во всем виноват Штева, отказывается от жениха. Лаца уверяет Енуфу в своей неизменной любви.

Опера Яначека не идет по пути мелкой бытовой правды, воспроизведения жанровых или обрядовых сторон жизни села.

Этнографические, бытовые задачи сами по себе не занимали композитора. Он стремился к раскрытию социальной драмы, развертывающейся в реальных условиях. Сюжет давал простор для эффектной веристской мелодрамы из крестьянской жизни, наподобие Сельской чести Масканьи, однако опера Яначека далека и от веризма, и от вагнерианства. Ярко национальная по музыкальному языку, пронизанная фольклорно-песенными интонациями и попевками, она в то же время близка русской традиции и является неповторимым синтезом общеславянской драмы. У колыбели «Ее падчерицы» стояли Мусоргский и Л. Толстой. С необычайной последовательностью и смелостью Яначек стремился к «омузыкалению» человеческой речи, фиксирующей тончайшие изменения душевной жизни. В опере мало развитых ариозных форм, господствует речитатив. На музыку положена драма, притом прозаическая, бытовая, превращенная гением композитора в трагедию, подобно тому как гений Толстого превратил в трагедию сцены деревенской жизни («Власть тьмы»).

Музыка Яначека исполнена высокого лиризма, нежности, мощного и потрясающего драматизма (сцена ухода Дьячихи с ребенком, свадьба, прерываемая вестью о страшной находке, и т. д.). Опера дерзостно оригинальна и встретила настороженное отношение традиционно мыслящих музыкантов. Так, дирижер К. Коваржовнц, фактический хозяин Пражской оперы, отверг произведение Яначека. Понадобилось двенадцать лет, для того чтобы «Ее падчерица» попала на пражскую сцену. Благодаря активной поддержке писателя М. Брода, переведшего текст на немецкий язык, опера была поставлена в Вене и Кёльне (1918), затем в Берлине под управлением Э. Клайбера (1924), в 1956 г. впервые исполнена в Великобритании под управлением Р. Кубелика. В 1986 г. постановку в Цюрихе осуществил режиссер Ю. Любимов (Ж. Бербье — Енуфа), в 2003-м прошли премьеры в Нью-Йорке (дирижер В. Юровский, с участием А. Нетребко и Ф. Фурланетто) и в Вене (дирижер С. Озава, режиссер Д. Паунтни; А. Деноке — Енуфа, А. Бальтса — Дьячиха).

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Бабушка Бурыйа, хозяйка мельницы (меццо-сопрано)
Сводные братья, её внуки:
   • Лаца Клемень (тенор) и Штева Бурыйа (тенор)
• Дьячиха (церковная сторожиха), вдова, невестка Бурыйи (сопрано)
• Енуфа, её падчерица (сопрано)
• Старик-работник на мельнице (бас)
• Староста (бас)
• Старостиха (меццо-сопрано)
• Каролка, их дочь (меццо-сопрано)
• Служанка (меццо-сопрано)
• Барена, служанка (сопрано)
• Янек, пастушок (сопрано)
• Кума (меццо-сопрано)

Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.

Действие происходит в чешской деревне в конце XIX века.

Во дворе мельницы, стоящей на краю горной деревушки, заняты хозяйственными заботами бабушка Бурыйя и Лаца. Здесь же Енуфа, пришедшая помочь родственникам. Печальны ее мысли: если Штеву заберут в солдаты, не бывать свадьбе. А у нее должен родиться ребенок. Нерадостны и размышления Лацы: — безответна его любовь к Енуфе, да и дома плохо живется — Бурыйя все делает для Штевы, а к Лаце относится, как к простому батраку. Внезапно работник приносит новость: Штеву освободили от рекрутчины. Бурыйя и Енуфа счастливы. Лаца озлоблен: пропала его последняя надежда завоевать сердце Енуфы. Шумной толпой вваливаются новобранцы, с ними пьяный Штева. Разгневанная его поведением Дьячиха грозит, что не выдаст за него свою падчерицу Енуфу, если парень не даст слово, что год не прикоснется к хмельному. Енуфа умоляет жениха образумиться. Лаца горячо говорит девушке, что бездельник и шалопай Штева — не пара ей, признается в любви. Но Енуфа отталкивает парня. Охваченный ревностью, он ударяет ее ножом в лицо.

Изба Дьячихи. Здесь уже полгода заперта Енуфа. После того страшного дня она призналась в грехе мачехе, и Дьячиха решила во что бы то ни стало скрыть правду от односельчан. Неделю назад у Енуфы родился сын. Дьячиха дала Енуфе сонного зелья, а сама уговаривает Штеву жениться. Но у того уже назначена свадьба с дочерью деревенского старосты Каролкой. Воспользовавшись удобным случаем, он сбегает. Появляется Лаца. Он молит Дьячиху выдать за него Енуфу. Сгоряча старуха рассказывает ему обо всем. Лаца ошеломлен. Чтобы как-то сгладить впечатление, Дьячиха говорит, что ребенок умер, и страшная мысль овладевает ею. Выпроводив парня, она хватает ребенка и бежит к пруду. Возвратившись, она говорит очнувшейся Енуфе, что за два дня, которые та была в беспамятстве, ребенок умер. Вновь приходит Лаца. Нежностью и любовью он согревает измученную Енуфу, и она соглашается на брак.

Празднично украшена изба Дьячихи. Сегодня свадьба. Все радостны, лишь Дьячиха мрачна, ее мучает раскаяние. В момент обручения на улице раздается тревожный крик. На речке парни нашли труп младенца. Енуфа узнает чепчик своего маленького Штевушки, Дьячиха признается в совершенном преступлении. Узнав о низости Штевы, Каролка отказывается от жениха. Дьячиху уводят. С Енуфой остается Лаца. Он всегда будет любить ее.

История создания

В 1891 году в брненском театре состоялась премьера пьесы «Ее падчерица» молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой (1862–1946). Это жизненная драма из крестьянского быта, обличающая косность и жестокость нравов в отдаленных заброшенных деревнях Моравии. Спектакль произвел на Яначека сильное впечатление. Возник замысел оперы. Композитор решил сам написать либретто. Очень бережно отнесясь к тексту, он сократил лишь подробности, замедляющие развитие действия. Изложение стало более лаконичным, на первый план выдвинулся образ Дьячихи, мачехи главной героини драмы Енуфы. В 1895 году либретто было завершено, и Яначек принялся за сочинение музыки. Опера создавалась сразу в партитуре, но работа над ней затянулась до 1903 года. Премьера состоялась 21 января 1904 года в Старом театре в Брно и сопровождалась огромным успехом. В Праге «Ее падчерица» была поставлена в 1916 году в новой редакции, а в феврале 1918 года состоялась премьера оперы в Вене.

Музыка

Музыка «Ее падчерицы» отличается ярким национальным колоритом, пленяет свежестью и своеобразием. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, композитор пронизал музыкальный язык оперы декламационностью, оборотами, близкими к реальной человеческой речи. Вместе с тем здесь широко использовано мелодическое богатство чешского песенного фольклора, особенно в крайних актах, большая часть которых отведена разнохарактерным массовым сценам; второй же акт — центр психологической драмы.

Оркестровое вступление первого акта передает тревогу и смятение Енуфы. Тот же характер музыки сохраняется в ее монологе «Уж вечер близок» с выразительной распевной мелодикой. Монолог Лацы «Вы, бабушка...» проникнут горечью, обидой. В квартете Енуфы, Бурыйи, Лацы и Работника выражены противоречивые чувства, волнующие каждого из них. Хор новобранцев написан в духе разудалой молодецкой песни. Дуэт Штевы и Енуфы основан на резком противопоставлении мягких, напевных лирических интонаций девушки и резких, грубых, отрывистых возгласов парня. Хор «Как средь гор каменных», подобно рекрутской песне — народного склада, на этот раз плясового. Финал — драматическая кульминация акта (сцена Лацы и Енуфы) — завершается оркестром; сцена членится на несколько разделов; в первом (Лаца насмехается над Енуфой) музыка носит танцевальный характер; во втором — лирическом — господствует светлая напевная мелодика в третьем — драматически насыщенном — отрывочные восклицания героев накладываются на экспрессивную оркестровую партию.

Оркестровая интродукция второго акта передает гнетущую атмосферу в избе Дьячихи. На тех же музыкальных темах построен последующий диалог Енуфы и Дьячихи. Сцена Дьячихи и Штевы глубоко драматична; гневные реплики старухи чередуются с молящими, полными страха и смятения, интонациями Штевы. Тревожно звучит диалог Дьячихи и Лацы. Монолог Дьячихи «Каждое мгновение» развивается от однообразных монотонно повторяющихся мотивов через мелодию молитвенного склада к исступленному заключению. В монологе Енуфы «Мамочка» сопоставлены различные эмоциональные состояния — душевная усталость, угнетенность, страх за ребенка, бессилие. Трагическая сцена Дьячихи и Енуфы сменяется просветленным дуэтом Енуфы и Лацы. Заключение акта — полный тревоги монолог Дьячихи «Мне глядела смерть...»

Вступление к третьему акту воплощает тяжкие переживания Дьячихи. Первая половина акта пронизана контрастами; подавленности, страху и тревоге противопоставлено праздничное беззаботное настроение, царяшее вокруг. Дуэт Енуфы и Лацы светел и безмятежен. Радостен женский хор «Ой, мама, мама». Сцена признания Дьячихи глубоко драматична; ее речь сплетается с взволнованными репликами хора и других действующих лиц. Заканчивается опера дуэтом Енуфы и Лацы — широкораспевной, лирически подъемной музыкой, звучащей и в оркестровом заключении.

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

Михаил Глинка. «Патетическое трио» Камерные и инструментальные

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама