Владимир Аркадьевич Канделаки

Vladimir Kandelaki

Дата рождения
29.03.1908
Дата смерти
11.03.1994
Профессия
Тип голоса
бас-баритон
Страна
СССР
Владимир Аркадьевич Канделаки / Vladimir Kandelaki

В 1928 году, окончив Тбилисскую консерваторию, Канделаки продолжил обучение в московском Центральном техникуме театрального искусства (ныне РАТИ-ГИТИС). Студентом второго курса будущий артист пришел на прослушивание к руководителю Музыкального театра Владимиру Немировичу-Данченко и стал его любимым учеником.

«Настоящий актер должен уметь играть и Шекспира, и водевиль», - говорили Станиславский и Немирович-Данченко. Владимир Канделаки - блестящий пример такого универсального мастерства. Он создал десятки ролей всевозможных амплуа - от опереточных комиков до устрашающей трагической фигуры старика Бориса Тимофеевича в «Катерине Измайловой» Шостаковича, поставленной в 1934 году Немировичем-Данченко.

Канделаки виртуозно исполнял классику вроде партий Дона Альфонсо в «Так поступают все» Моцарта и был первым исполнителем главных ролей множества популярных опер советских композиторов: Сторожева («В бурю» Хренникова), Магара («Виринея» Слонимского), Сако («Кето и Котэ» Долидзе), Султанбека («Аршин мал алан» Гаджибекова).

В годы Великой Отечественной войны Канделаки выступал в составе фронтовых бригад Музыкального театра. Вместе с группой артистов он стал свидетелем первого победного салюта над освобожденным Орлом. В 1943 году началась режиссерская деятельность Канделаки, ставшего одним из ведущих музыкальных режиссеров страны. Первой его постановкой была «Перикола» в Академическом театре оперы и балета имени Палиашвили в Тбилиси.

Премьера комической оперы Долидзе «Кето и Котэ», поставленной Канделаки в Музыкальном театре в 1950 году, стала событием в театральной жизни Москвы. С 1954 по 1964 год он был главным режиссером Московского театра оперетты. Это была эпоха расцвета театра. Канделаки сотрудничал с Дунаевским и Милютиным, сумел привлечь в оперетту мастеров советской музыки - Шостаковича, Кабалевского, Хренникова, стал первым постановщиком оперетт «Москва, Черемушки», «Весна поет», «Сто чертей и одна девушка». Он с блеском выступал на сцене Московского театра оперетты в ролях Чезаре в «Поцелуе Чаниты» и профессора Куприянова в спектакле «Весна поет». А в своем родном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко великолепно поставил оперетты «Перикола», «Прекрасная Елена», «Донья Жуанита», «Цыганский барон», «Нищий студент».

Канделаки ставил в театрах Алма-Аты, Ташкента, Днепропетровска, Петрозаводска, Хабаровска, Харькова, Краснодара, Саранска. Он успешно работал и на эстраде. В 1933 году молодой артист с группой своих товарищей по Музыкальному театру организовал вокальный ансамбль - голосовой джаз, или «Джаз-гол».

Владимир Канделаки много снимался в кино. Среди фильмов с его участием - «Поколение победителей», где он сыграл большевика Нико, «Парень из нашего города» (танкист Вано Гулиашвили), «Ласточка» (подпольщик Якимиди). В фильме «26 бакинских комиссаров» он сыграл одну из центральных ролей - белого офицера Алания.

Во времена расцвета театрального творчества Канделаки в обиходе не было понятия "поп-звезда". Он был просто всенародно любимым артистом.

Ярослав Седов

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Серж Лифарь Танцовщики
Иегуди Менухин Инструменталисты
Маргерит Лонг Пианисты
Дмитрий Александрович Бертман Театральные деятели
Патрик де Бана Танцовщики
Эжен Скриб Писатели

Реклама