Двойной канон — полифоническое соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития. Д. к. может быть конечным (завершающимся каденцией) и бесконечным (возвращающимся к началу).
Двойной шестиголосный канон I разряда. Н. Я. Мясковский. 8-я симфония, часть I.
Как первые, так и вторые Д. к. делятся на разряды. В канонах I разряда расстояния между вступлениями голосов равны, в канонах II разряда - различны. Разновидностью бесконечных канонов на 2 темы являются двойные бес конечные каноны-секвенции, также делящиеся на разряды. Встречаются и Д. к. в обращении. Д. к. бывают 4-, 5- и 6-голосные.
Двойной бесконечный канон-секвенция I разряда. Ю. А. Шапорин. Пассакалия для фортепиано.
Канон в обращении. Палестрина. Каноническая месса.
Т. Ф. Мюллер