Кастальский Александр Дмитриевич (16 (28) XI 1856, Москва — 17 XII 1926, там же) — русский советский композитор, деятель хоровой культуры, музыкальный фольклорист.
В 1876–81 учился в Московской консерватории по теоретическим предметам и композиции у П. И. Чайковского, С. И. Танеева и Н. А. Губерта. В 1893 окончил консерваторию по классу композиции. С 1887 преподаватель (фортепиано, композиция, хоровое дирижирование), с 1891 помощник регента хора, с 1900 регент, с 1910 директор Московского синодального училища, преобразованного в 1918 в Московскую народную хоровую академию.
В 1918–1923 управляющий народными хоровыми академиями Москвы и Петрограда. В 1918–26 вёл активную и разнообразную музыкально-просветительную работу в музыкальных отделах Наркомпроса РСФСР, Пролеткульта, Политпросвета, Военкомата г. Москвы и др. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижёрско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки. Среди учеников Кастальского — Д. С. Васильев-Буглай, А. А. Давиденко.
До Великой Октябрьской социалистической революции Кастальский создал большое количество хоровых произведений (духовных и светских), насыщенных интонациями русской песенности. В культовых сочинениях Кастальский старался возродить древние формы знаменного пения и упрочить связи между церковной музыкой и народно-песенным, главным образом крестьянским, искусством, чем вызывал нападки со стороны реакционно настроенного духовенства. Один из интересных образцов реставрации древнерусского певческого искусства — обработка Кастальским хоров «Пещного действа» (17 в.).
Для Кастальского характерно также внимание к музыке древних народов, что нашло отражение в его циклах пьес для фортепиано «По Грузии» и «Из минувших веков» (в последнем дан своеобразный опыт реставрации этнографических образцов музыки Китая, Индии, Египта, Греции и т. д.). Гражданские, патриотические настроения Кастальского проявились в монументальном реквиеме «Братское поминовение героев…» (1916), посвященного памяти жертв 1-й мировой войны 1914–18. В музыку этого произведения композитор ввёл русские, английские и сербские напевы. Опера Кастальского «Клара Милич» по одноименной повести И. С. Тургенева (1907, поставлена в 1916) успеха не имела.
Один из выдающихся мастеров русской и советской хоровой культуры, Кастальский поднял на новую ступень технику хорового письма, обогатив её рядом ценных приёмов, почерпнутых из сокровищницы народного творчества. Хоровым сочинениям Кастальского свойственны обилие тонко разработанных подголосков, красочность звучания. Б. В. Асафьев писал о хоровом творчестве Кастальского: «Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы».
Но при высоком мастерстве хоровой фактуры мелодическая сторона произведений Кастальского часто схематична, недостаточно ярка. Хоровой стиль Кастальского оказал влияние на творчество А. В. Александрова, Д. С. Васильева-Буглая, А. А. Давиденко и др.
В начале 20-х гг. Кастальский выступил как один из первых авторов массовых революционных песен и крупных хоровых сочинений, посвященных героической советской действительности. Им написаны «Красная Русь» (для хора и оркестра народных инструментов), «В. И. Ленину» («У гроба» — для чтеца, хора и симфонического оркестра). Источник нового массово-демократического искусства Кастальский видел в русском музыкальном фольклоре и призывал «народное музыкальное творчество… положить в основу новой музыкальной литературы всех родов: хоровой, инструментальной, оперной и пр.».
Кастальский был выдающимся исследователем русского народного творчества, разработал ряд вопросов музыкальной фольклористики. Получил известность также обработками народных песен и танцев, нередко объединявшихся им в тематические циклы («Картины русских народных празднований в обрядах и песнях», 1913, «Сельские работы в народных песнях», 1924).
Сочинения:
оперы — Клара Милич (по И. С. Тургеневу, 1907, пост. 1916, Оперный театр Зимина, Москва), детская опера Серый волк и Иван-царевич (1908); кантаты — Стих о церковном русском пении (1911), Братское поминовение героев… (1915; 2-я ред. 1916), 1905 (1925, сл. А. И. Безыменского); для фортепиано — По Грузии (8 пьес на груз. нар. темы, 1901), цикл Из минувших веков (опыт музыкальных реставраций): 1-я тетр. — Китай, Индия, Египет, 2-я тетр. — Иудея, Эллада, На родине ислама, 3-я тетр. — Христиане, 4-я тетр. — Русь. Торжище в старину на Руси (1905); для хора и оркестра — Интернационал (обработка, 1918), Гимн труду (1920, сл. И. Филипченко), В. И. Ленину (У гроба; сл. В. Т. Кириллова, 1924, с чтецом), Поезд (сл. П. В. Орешина, изд. М., Музсектор, 1927); для хора и оркестра народных инструментов — Сельские работы в народных песнях (4 тетр., 1920–22), Песня про Ленина (1924), Красная Русь (сл. Н. Тихомирова), Песня товарищей Разина (сл. В. В. Каменского); хоры a cappella — Песни о Родине (цикл хоров: No 1 — Поля неоглядные, сл. Н. В. Гоголя, No 2 — Тройка, сл. Н. В. Гоголя, No 3 — Под большим шатром, сл. И. С. Никитина, 1901–1903), Русь (сл. Н. А. Некрасова, 1923); для голоса с оркестром — Сельскохозяйственная симфония (Деревенская, 1923); обработки русских народных песен; музыка к драматическим спектаклям — «Стенька Разин» Каменского (1919), «Король Лир» Шекспира (1919), «Гапнеле» Гауптмана (1919).
Литературные сочинения: Моя музыкальная карьера, «Музыкальный современник», 1915, No 2; Особенности народно-русской музыкальной системы, М. — П., 1923, М., 1961; Основы народного многоголосия, под ред. В. М. Беляева, М., 1948, и др.
Литература: Житомирский Д., Идеи А. Д. Кастальского, «СМ», 1951, No 1; Асафьев Б. В., О Кастальском, «СМ», 1956, No 12; Кастальский А. Д., Статьи, воспоминания, материалы. Сост. Д. В. Житомирский, М., 1960; Maцкевич И. С., А. Д. Кастальский, М., 1969.
Г. М. Цыпин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.