Эрих Клайбер

Erich Kleiber

«Карьера Эриха Клайбера еще далека от вершины, его перспективы неясны, и доберется ли этот хаотический человек в своем беспримерном развитии до конца — вообще неизвестно»,— писал в 1825 году немецкий критик Адольф Вейсман, явно огорошенный феноменальным взлетом артиста, который к этому времени уже занимал пост «генеральмузикдиректора» Берлинской государственной оперы. И право, критику было отчего впасть в недоумение при взгляде на короткий, но стремительный путь Клайбера. Поражала необычайная смелость артиста, его решительность и последовательность в преодолении трудностей, в подходе к новым задачам.

Уроженец Вены, Клайбер окончил Пражскую консерваторию и был принят ассистентом дирижера в местный оперный театр. Вот что рассказывает о первом самостоятельном шаге артиста его младший коллега Георг Себастьян: «Однажды Эриху Клайберу (в ту пору ему еще не было двадцати лет) пришлось заменить внезапно заболевшего дирижера пражской оперы в спектакле «Летучий голландец» Вагнера. Когда он дошел до середины партитуры, оказалось, что около пятнадцати страниц ее плотно склеены между собой. Кто-то из завистников (ими часто кишат театральные кулисы) захотел сыграть с талантливым юношей злую шутку. Завистник, однако, просчитался. Шутка не удалась. Молодой дирижер швырнул с досады партитуру на пол и весь спектакль провел наизусть. Тот памятный вечер положил начало блестящей карьере Эриха Клайбера, вскоре занявшего в Европе почетное место рядом с Отто Клемперером и Бруно Вальтером». После этого эпизода «послужной список» Клайбера пополнился с 1912 года работой в оперных театрах Дармштадта, Эльберфельда, Дюссельдорфа, Мангейма, и, наконец, в 1923 году он начал свою деятельность в Берлине. Период, когда он стоял у руля Государственной оперы, был поистине блестящей эпохой в ее жизни. Под управлением Клайбера здесь впервые увидели свет рампу, многие значительные современные оперы, в том числе «Воццек» А. Берга и «Христофор Колумб» Д. Мийо, состоялись немецкие премьеры «Енуфы» Яначека, сочинений Стравинского, Кшенека и других композиторов. Но наряду с этим Клайбер дал и блестящие образцы интерпретации классических опер, особенно Бетховена, Моцарта, Верди, Россини, Р. Штрауса и редко исполняемых сочинений Вебера, Шуберта, Вагнера («Запрет любви»), Лорцинга («Браконьер»). А тот, кому довелось слышать под его управлением оперетты Иоганна Штрауса, навсегда сохранял незабываемое впечатление от этих спектаклей, полных свежести и благородства.

Не ограничиваясь работой в Берлине, Клайбер в ту пору быстро завоевал мировую славу, гастролируя во всех крупных центрах Европы и Америки. В 1927 году он впервые приехал в СССР и сразу снискал симпатии советских слушателей. В программах Клайбера прозвучали тогда сочинения Гайдна, Шумана, Вебера, Респиги, в театре он продирижировал «Кармен». Один из концертов артист целиком посвятил русской музыке — произведениям Чайковского, Скрябина, Стравинского. «Оказалось,— писал критик, — что у Клайбера, помимо того, что он прекрасный музыкант, великолепно владеющий оркестром, есть та черта, которой недостает многим знаменитостям: это способность проникать в дух чужой звуковой культуры. Благодаря этой способности Клайбер в совершенстве овладел избранными им партитурами, овладел в такой степени, что казалось, будто перед нами на эстраде какой-то выдающийся русский дирижер».

Впоследствии Клайбер часто выступал в нашей стране с разнообразными программами и неизменно пользовался заслуженным успехом. Последний раз он гастролировал в СССР в 1936 году, уже после того, как покинул гитлеровскую Германию. Вскоре затем артист надолго поселился в Южной Америке. Центром его деятельности был Буэнос-Айрес, где Клайбер занимал столь же видное место в музыкальной жизни, как в Берлине, регулярно вел спектакли в театре «Колон» и многочисленные концерты. С 1943 года он работал также в столице Кубы — Гаване. А в 1948 году музыкант вернулся в Европу. Крупнейшие города буквально боролись за то, чтобы заполучить Клайбера в качестве постоянного дирижера. Но он до конца жизни оставался гастролером, выступая по всему континенту, участвовал во всех значительных музыкальных фестивалях — от Эдинбурга до Праги. Клайбер неоднократно концертировал в Германской Демократической Республике, незадолго до смерти дирижировал спектаклями в своем любимом театре — Немецкой государственной опере в Берлине, а также в Дрездене.

Светлое и жизнелюбивое искусство Эриха Клайбера запечатлено на многих грампластинках; среди записанных им произведений — оперы «Вольный стрелок», «Кавалер роз» и ряд крупных симфонических произведений. По ним слушатель может оценить лучшие черты таланта артиста — его глубокое проникновение в суть произведения, чувство формы, тончайшую отделку деталей, цельность замыслов и его умение добиваться их осуществления.

Л. Григорьев, Я. Платек

Дата рождения

05.08.1890

Дата смерти

27.01.1956

Профессия

дирижёр

Страна

Австрия

просмотры: 6371
добавлено: 04.01.2011

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

05.08.1890

Дата смерти

27.01.1956

Профессия

дирижёр

Страна

Австрия

просмотры: 6371
добавлено: 04.01.2011