Клемперер, Oттo (нем. Otto Klemperer; 14 V 1885, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша — 7 VII 1973, Цюрих) — немецкий дирижёр, композитор.
Первоначальное музыкальное образование получил под руководством матери. С 1901 обучался игре на фортепиано и теории в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Завершил образование в Берлине, где брал уроки у Дж. Кваста, Ф. Шарвенки и Х. Пфицнера. Дебютировал как дирижёр в 1906 в драматическом театре М. Рейнхардта («Орфей в аду» Оффенбаха). По рекомендации Г. Малера стал дирижёром немецкого театра в Праге (1907–10). В 1910–13 занимал пост дирижёра Гамбургской оперы.
В дальнейшем дирижировал в оперных театрах Бармена (1913–14), Страсбурга (1914–16), Кёльна (1917–24), Висбадена (1924–27). С 20-х гг. Клемперер гастролировал в различных странах; неоднократно выступал в СССР (впервые в 1924). В сезоне 1925/26 дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром; с 1927 — в берлинском «Кролль-театре», где наряду с классикой ставил произведения П. Хиндемита («Кардильяк», «Новости дня»), И. Ф. Стравинского («Царь Эдип», «Мавра»), А. Шёнберга («Счастливая рука») и др. В 1931–33 работал в Государственной опере, в 1929–33 руководил филармоническим хором в Берлине.
После захвата власти фашистами (1933) Клемперер покинул Германию и до 1939 возглавлял симфонический оркестр Лос-Анджелеса (США), одновременно гастролируя в разных странах. В 1937 реорганизовал симфонический оркестр в Питсбурге. В 1947–50 возглавлял Будапештский оперный театр, где осуществил первоклассные постановки опер В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера. К этому же периоду относится кратковременное сотрудничество Клемперера с В. Фельзенштейном в «Комише опер» (Берлин, ГДР), где Клемперер совместно с ним поставил оперу «Кармен».
С 1954 Клемперер жил в Швейцарии, регулярно выступая в летние периоды на крупнейших европейских фестивалях. В последующие годы жил также в Лондоне, сотрудничал с Лондонским филармоническим оркестром. Здесь он исполнил все симфонии Бетховена (1957), записал на пластинки многие сочинения оперной и симфонической литературы (в т. ч. девять симфоний Бетховена). В 1961–62 осуществил (как дирижёр и режиссёр) постановки опер «Фиделио» и «Волшебная флейта» в театре «Ковент-Гарден». Позже возглавил оркестр «Нью-филармониа».
Клемперер — один из выдающихся мастеров дирижёрского искусства 20 века. Его интерпретации отличались масштабностью и логикой художественных концепций, глубиной проникновения в авторский замысел, гуманистическим пафосом, волевой устремлённостью. В обширном репертуаре дирижёра — произведения всех эпох и стилей. К числу высших достижений артиста принадлежит истолкование музыки В. А. Моцарта, Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса, а также творчества современных композиторов.
Клемперер — автор оперы «Цель», мессы до мажор, псалма 42 для баса, органа и оркестра, симфонии в двух частях (1960), фортепианных пьес, струнного квартета, колоратурной арии (предназначенной для вставного номера в «Севильском цирюльнике»), романсов (частично на собственные тексты).
Литературные сочинения: Meine Erinnerungen an Gustav Mahler und andere autobiographische Skizzen, Freiburg, I960; в рус. пер. — Мои воспоминания…, в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3, М., 1967, с. 193–225: Minor recollections, L., 1964.
Литература: Рождественский Г., Победивший всех, «СМ», 1974, No 1; Weissmann A., Kopfe im Profil: О. Klemperer, «Die Musik», 1928, XX, S. 574–78; Bollert W., O. Klemperer, «Musica», IX, 1955, S. 285.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Отто Клемперера — одного из величайших мастеров дирижерского искусства — хорошо знают в нашей стране. Впервые он выступал в Советском Союзе в середине двадцатых годов.
«Когда поняли, вернее, инстинктом учуяли, что такое Клемперер, на него стали ходить так, что огромный зал филармонии не может уже больше вместить всех желающих послушать, а главное — посмотреть знаменитого дирижера. Не видеть Клемперера — это значит лишить себя большой дозы впечатления. С момента выхода на эстраду Клемперер властно завладевает вниманием аудитории. Она с напряженным вниманием следит за его жестом. Человек, стоящий за пустым пультом (партитура — в голове), постепенно растет и заполняет собой весь зал. Все сливается в одном акте творчества, в котором, кажется, принимают участие все присутствующие. Клемперер впитывает в себя волевые заряды отдельных индивидуумов, чтобы разрядить накопленную психологическую энергию в мощном, увлекающем и захватывающем творческом порыве, не знающем преград... Вот в этом неудержимом вовлечении в свое искусство всех слушателей, теряющих грань между собой и дирижером и возвышающихся до творческого осознания величайших музыкальных композиций, заключается секрет того колоссального успеха, которым вполне заслуженно пользуется у нас Клемперер».
Так списывал один из ленинградских критиков свои впечатления от первых встреч с артистом. Эти меткие слова можно продолжить высказыванием другого рецензента, писавшего в те же годы: «Оптимизм, необычайная радостность пронизывает искусство Клемперера. Его исполнение, законченное и мастерское, всегда было живой творческой музыкой, лишенной какой-либо схоластики и догмы. При необычайной смелости Клемперер поражал буквально педантическим и строгим отношением к точному воспроизведению музыкального текста, указаний и ремарок автора. Как часто его интерпретация, далекая от привычной, вызывала протест и несогласия. И. Клемперер всегда побеждал».
Таким было и осталось по сей день искусство Клемперера. Именно это и сделало его близким и понятным слушателям всего мира, именно за это особенно горячо полюбили дирижера в нашей стране. «Клемпереровский мажор» (меткое определение известного критика М. Сокольского), могучий динамизм его искусства всегда были созвучны биению пульса людей, устремленных в будущее, людей, которым великое искусство помогает строить новую жизнь.
Благодаря такой направленности таланта Клемперер стал непревзойденным истолкователем бетховенского творчества. Каждый, кто слышал, с какой страстностью и вдохновением он воссоздает монументальные здания бетховенских симфоний — понимает, почему слушателям неизменно кажется, будто талант Клемперера создан как раз для воплощения гуманистических концепций Бетховена. И недаром один из английских критиков озаглавил свою рецензию на очередной концерт дирижера так: «Людвиг ван Клемперер».
Конечно, Бетховен не единственная вершина Клемперера. Стихийной силой темперамента и волевой устремленностью покоряет его интерпретация симфоний Малера, в которых он также всегда подчеркивает стремление к свету, идеи добра и братства людей. В огромном репертуаре Клемперера по-новому оживают многие страницы классики, в которые он умеет вдохнуть какую-то особую свежесть. Величие Баха и Генделя, романтическая взволнованность Шуберта и Шумана, философские глубины Брамса и Чайковского, красочность Дебюсси и Стравинского — все это находит в его лице своеобразного и совершенного истолкователя.
А если вспомнить, что Клемперер с неменьшим увлечением дирижирует и в оперном театре, дав великолепные образцы исполнения опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, Бизе, то станут ясными масштаб и безграничные творческие горизонты артиста.
Весь жизненный и творческий путь дирижера является примером беззаветного, самоотверженного служения искусству. Родившись в Бреславле, в семье коммерсанта, он получил первые уроки музыки у матери, пианистки-любительницы. Окончив гимназию, юноша тоже собирался стать пианистом, одновременно изучал теорию композиции. «Все это время,— вспоминает Клемперер,— я и не подозревал, что у меня могут оказаться дирижерские способности. На путь дирижера я попал благодаря случаю, когда в 1906 году познакомился с Максом Рейнхардтом, предложившим мне продирижировать спектаклями только что поставленного им «Орфея в аду» Оффенбаха. Приняв это предложение, я сразу же завоевал столь крупный успех, что обратил на себя внимание Густава Малера. Это и явилось поворотным пунктом в моей жизни. Малер посоветовал мне всецело посвятить себя дирижированию, и в 1907 году рекомендовал меня на пост главного дирижера немецкого оперного театра в Праге».
Возглавляя затем оперные театры в Гамбурге, Страсбурге, Кёльне, Берлине, гастролируя по многим странам, Клемперер уже в двадцатых годах был признан одним из лучших дирижеров мира. Его имя стало знаменем, вокруг которого собирались и лучшие современные музыканты, и приверженцы великих традиций классического искусства.
В берлинском «Кролль-театре» Клемперер ставил не только классику, но и многие новые произведения — «Кардильяк» и «Новости дня» Хиндемита, «Царь Эдип» Стравинского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и другие.
Приход к власти фашистов вынудил Клемперера покинуть Германию и долгие годы скитаться. В Швейцарии, Австрии, США, Канаде, Южной Америке — повсюду его концерты и спектакли проходили с триумфом. Вскоре после окончания войны он вернулся в Европу. Вначале Клемперер работал в Будапештской государственной опере, где осуществил ряд блестящих постановок опер Бетховена, Вагнера, Моцарта, затем долгое время жил в Швейцарии, а последние годы его резиденцией стал Лондон. Здесь он выступает с концертами, записывается на пластинки, отсюда он совершает свои и поныне довольно многочисленные концертные поездки.
Клемперер — человек несгибаемой воли и мужества. Несколько раз тяжелая болезнь отрывала его от эстрады. В 1939 году он перенес операцию опухоли мозга и был почти парализован, но вопреки предположениям врачей встал за пульт. Позже в результате падения и перелома позвоночника артист опять должен был провести долгие месяцы в больнице, но вновь превозмог недуг. Еще через несколько лет, находясь в клинике, Клемперер случайно заснул, лежа в постели. Выпавшая из рук сигара подожгла одеяло, и дирижер получил сильные ожоги. И еще раз сила воли и любовь к искусству помогли ему вернуться к жизни, к творчеству.
Годы изменили внешний облик Клемперера. Когда-то он одним своим появлением гипнотизировал публику и оркестр. Его величественная фигура возвышалась над залом, хотя дирижер не пользовался подставкой. Сегодня Клемперер дирижирует сидя. Но время не властно над талантом и мастерством. «Можно дирижировать одними руками. Часто больше всего можно сказать только при помощи взгляда. А что касается кресла — так, боже мой, ведь в опере все дирижеры сидят во время дирижирования! Просто это не так привычно в концертном зале — вот и все»,— спокойно говорит Клемперер.
И как всегда, он побеждает. Ибо, слушая игру оркестра под его управлением, вы перестаете замечать и кресло, и больные руки, и морщинистое лицо. Остается только музыка, а она по-прежнему совершенна и вдохновенна.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.