Галина Александровна Ковалёва (7 марта 1932 — 7 января 1995) — русская советская оперная певица (сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1974).
В истории русского вокального искусства были «три соловья». Первый «соловей» – Антонина Васильевна Нежданова, второй – Валерия Владимировна Барсова, а «третьим соловьем» критики именовали Галину Александровну Ковалёву.
Будущая певица появилась на свет на Кубани – в поселке Горячий Ключ. Ее путь в музыкальное искусство начинался необычно: свои первые «уроки» вокала она получила в детские годы… по радио. Слушая трансляции оперных спектаклей и другие музыкальные радиопередачи, девочка выучила наизусть немало арий, которые с удовольствием пела на семейных праздниках.
Но свое призвание она осознала не сразу: по примеру матери она намеревалась стать учительницей, и с этой целью одиннадцатый класс она заканчивала не на родине, а в Саратове – это давало возможность получить педагогическую специальность. Став учительницей начальных классов в одной из школ пригорода, Галина часто выступала в самодеятельности. Талант ее был очевиден для всех, кто ее слушал, и однажды друзья уговорили ее пойти в Саратовскую консерваторию.
Ковалёва не питала особых надежд, отправляясь в консерваторию – ведь она даже не знала нот, всё пела по слуху, но ее исполнение арии Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» – одной из сложнейших арий в репертуаре колоратурного сопрано – произвело ошеломляющее впечатление, и Ковалёва была принята в консерваторию.
Поначалу было нелегко – пришлось в ускоренном порядке осваивать весь музыкально-теоретический материал, который обычно до поступления в консерваторию изучают не один год в музыкальной школе и училище, но Ковалёва успешно с этим справилась. В области вокала же успехи были поразительными. Наставницей Ковалёвой стала Ольга Николаевна Стрижова. Талант Ковалёвой был замечен еще в годы учения: она получала Собиновскую стипендию. На четвертом курсе Галина Александровна выступила в столице на Всемирном фестивале молодежи и студентов, и в том же году началась ее оперная карьера в Саратовском театре оперы и балета. В этом театре Ковалёва продолжала петь и после окончания учебы в консерватории, ее любимой партией была роль Марфы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста».
В 1960 году Саратовский театр отправился на гастроли в Кисловодск. В то лето там отдыхал один из членов художественного совета Театра им. С.М.Кирова – и в результате Ковалёва получила приглашение в этот театр. Ее дебютом на ленинградской сцене стала партия Розины в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини, исполненная в 1961 году. В том же году она одержала победу на вокальном конкурсе, состоявшемся в Болгарии, в котором участвовали певцы из двадцати трех стран. Знаменитая итальянская певица Тотти дель Монте предрекла ей великое будущее. Пророчество начало сбываться уже в следующем году: Ковалёва участвовала в еще более престижном состязании во Франции – в Тулузе. Задача осложнялась тем, что по его условиям петь нужно было на языке оригинала (в нашей стране в то время оперы обычно шли в переводе). Певица пела не только по-русски, но и по-французски, по-немецки и по-итальянски. Публика устроила ей овацию, хотя правилами конкурса это запрещалось. Ковалёва была удостоена Гран-при.
Дальнейшая творческая деятельность Ковалёвой была связана с Театром им. С.М.Кирова, где она исполнила множество партий: Аида, Виолетта, Джильда, Лючия ди Ламмермур, Царевна-Лебедь, Волхова, Антонида, Людмила, Лакме, Наташа Ростова и другие. Во время гастролей в Испании она с большим успехом исполнила партию Луизы в «Обручении в монастыре» Сергея Сергеевича Прокофьева. Были в ее репертуаре и партии в операх композиторов-современников: Суок в «Трех толстяках» Владимира Ильича Рубина, Дочь рабочего в «Октябре» Вано Ильича Мурадели, Анастасия в «Петре Первом» Андрея Павловича Петрова.
Не менее обширен был концертный репертуар певицы – от старинных канцон до народных песен. Ковалёва выступала с пианистами, органистами, камерными ансамблями, симфоническими и народными оркестрами.
В силу природной скромности Галина Александровна не любила записываться, поэтому записей, сохранивших ее чудесный голос, не так уж много. Но всё же ряд записей она осуществила – арии из западных опер, русские песни и романсы. Существует также уникальная запись спектакля «Иван Сусанин», в котором партнером Ковалёвой был Борис Штоколов.
С 1970 года Ковалёва преподавала в Ленинградской консерватории.
Певица ушла из жизни в 1995 году. На родине Галины Ковалёвой в Горячем Ключе с 2004 года проводится «Романсиада Предгорья» – конкурс юных вокалистов, посвященный памяти певицы.
Родилась 7 марта 1932 года в посёлке Горячий Ключ (ныне — Краснодарский край). В 1959 году окончила Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова по классу пения О. Н. Стрижовой. Во время обучения получала Собиновскую стипендию. В 1957 году, будучи ещё студенткой четвёртого курса, участвовала в концертах VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
С 1958 года — солистка Саратовского театра оперы и балета.
С 1960 года — солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). В 1961 году дебютировала в партии Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини. В дальнейшем получила известность в таких партиях зарубежного репертуара, как Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Виолетта («Травиата» Дж. Верди). Певице также близок русский репертуар: в операх Н. А. Римского-Корсакова — Марфа («Царская невеста»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Волхова («Садко»), в операх М. И. Глинки — Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»).
Также выступала как камерная певица и имела обширный репертуар: романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева, П. П. Булахова, А. Л. Гурилёва, А. Г. Варламова, А. К. Глазунова, произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, Р. М. Глиэра, Г. В. Свиридова. В её концертных программах были представлены произведения Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, И. С. Баха, Ф. Листа, Г. Генделя, Э. Грига, Э. Шоссона, К. Дюпарка, К. Дебюсси.
Певица включала в свои концерты арии и сцены из опер, которые ей не удалось исполнить в театре, например: арии из опер В. А. Моцарта («Так поступают все женщины»), Г. Доницетти («Дон Паскуале»), Ф. Чилеа («Адриана Лекуврёр»), Дж. Пуччини («Мадам Баттерфляй»), Дж. Мейербера («Гугеноты»), Дж. Верди («Сила судьбы»).
На протяжении многих лет выступала в содружестве с органистами. Её постоянный партнёр — ленинградская органистка Н. И. Оксентян. В интерпретации певицы звучали под орган музыка итальянских мастеров, арии из кантат и ораторий И. С. Баха, Г. Генделя, вокальные сочинения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. Также исполняла «Концерт для голоса с оркестром» Р. М. Глиэра, крупные сольные партии в «Реквиеме» Дж. Верди, во «Временах года» Й. Гайдна, во Второй симфонии Г. Малера, в «Колоколах» С. В. Рахманинова, в симфонии-кантате Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом».
Гастролировала в Болгарии, Чехословакии, Франции, Италии, Канаде, Польше, ГДР, Японии, США, Швеции, Великобритании, Латинской Америке.
С 1970 года — доцент Ленинградской консерватории (с 1981 года — профессор). Известные ученики — С. А. Ялышева, Ю. Н. Замятина.
Скончалась 7 января 1995 года в Санкт-Петербурге, похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Звания и награды:
• Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (1961, 2-я премия)
• Лауреат IX Международном конкурсе вокалистов в Тулузе (1962, 1-я премия)
• Лауреат Монреальского международного конкурса исполнителей (1967)
• Заслуженная артистка РСФСР (1964)
• Народная артистка РСФСР (1967)
• Народная артистка СССР (1974)
• Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1978) — за исполнение партий Антониды и Марфы в оперных спектаклях «Иван Сусанин» М. И. Глинки и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова