Клеменс Краус

Дата рождения
31.03.1893
Дата смерти
16.05.1954
Профессия
Страна
Австрия
Клеменс Краус

Краус, Клеменс Генрих (нем. Clemens Heinrich Krauss; 31 III 1893, Вена — 16 V 1954, Мехико) — австрийский дирижёр и пианист.

В 1912 окончил Венскую академию музыки и драматического искусства. С этого же года директор хора в городском театре Брно, где в 1913 дебютировал как дирижёр. Затем работал в Риге (1913–14), Нюрнберге (1915–16), Штеттине (1916–21), Граце (1921–1922) и в Вене (в 1922–24 дирижёр Венской государственной оперы и «Тонкюнстлер-концертов», а также руководитель школы дирижёров в Академии музыки и драматического искусства). В 1924–29 руководитель оперы и музейных концертов во Франкфурте-на-Майне.

В 1929–34 директор Венской государственной оперы, затем (до 1936) — Берлинской государственной оперы, в 1937–44 директор, затем генеральный интендант оперных сцен в Мюнхене. Тогда же руководил дирижёрскими курсами Моцартеума и Зальцбургскими фестивалями. В конце 20-х гг. и после 1947 гастролировал в городах Европы и Америки, а также в СССР (1928). В 1953 дебютировал в Байрёйте.

Дирижёрское мастерство Крауса сформировалось под влиянием А. Никиша, Р. Штрауса и Ф. Шалька. Он принадлежал к числу лучших интерпретаторов оперного творчества Р. Штрауса, с которым находился в дружеских отношениях, дирижировал премьерами его опер — «Арабелла» (1933, Дрезден), «День мира» (1938, Мюнхен), «Каприччо» (1942, Мюнхен, либретто написано Краусом совместно с композитором) и «Любовь Данаи» (1952, Зальцбург).

Краус известен также как выдающийся исполнитель опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Дж. Верди и Дж. Пуччини.

Литература: Gregor J., Clemens Krauss, Z.-W., 1953; Rander O. von, Clemens Krauss in Munchen, Munch., 1955.

E. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Для тех, кто был знаком с искусством этого выдающегося австрийского дирижера, его имя неотделимо от имени Рихарда Штрауса. Краус на протяжении десятилетий был ближайшим другом, соратником, единомышленником и непревзойденным исполнителем произведений гениального немецкого композитора. Творческому союзу, существовавшему между этими музыкантами, взаимной симпатии не мешала даже разница в возрасте: они встретились впервые, когда двадцатидевятилетний дирижер был приглашен в Венскую государственную оперу,— Штраусу в ту пору было шестьдесят лет. Дружба, родившаяся тогда, прервалась лишь со смертью композитора...

Впрочем, личность Крауса-дирижера, естественно, не была ограничена этим аспектом его деятельности. Он был одним из самых видных представителей венской дирижерской школы, блиставшим в широком репертуаре, основу которого составляла романтическая музыка. Яркий темперамент, изящная техника, внешняя импозантность Крауса проявились и до встречи со Штраусом, не оставляя сомнений в его блестящем будущем. Особенно рельефно эти черты воплощались в его интерпретации романтиков.

Как и многие другие австрийские дирижеры, Краус начал свою жизнь в музыке участником придворной Капеллы мальчиков в Вене, а продолжил образование в Венской музыкальной академии под руководством Греденера и Хойбергера. Уже вскоре после завершения учебы молодой музыкант работал дирижером в Брно, затем в Риге, Нюрнберге, Щецине, Граце, где впервые стал во главе оперного театра. Через год он был приглашен первым дирижером Венской государственной оперы (1922), а вскоре занял пост «генеральмузикдиректора» во Франкфурте-на-Майне.

Исключительные организаторские способности, великолепное художественное чутье Крауса словно были предназначены для руководства оперой. И он оправдал все ожидания, возглавляя в течение многих лет оперные театры Вены, Франкфурта-на-Майне, Берлина, Мюнхена и вписав в их историю немало славных страниц. С 1942 года он осуществлял также художественное руководство Зальцбургскими фестивалями.

«В Клеменсе Краусе — исключительно импозантном и интересном явлении — воплощались и проявлялись еще и особенности типично австрийского характера,— писал критик.— Он был господином в полном и лучшем, смысле слова, обладал, наряду с утонченным вкусом в понимании искусства, также большим авторитетом и врожденным благородством».

Клеменсу Краусу обязаны своим первым исполнением четыре оперы Р. Штрауса. В Дрездене под его управлением впервые прозвучала «Арабелла», в Мюнхене — «День мира» и «Каприччио», в Зальцбурге — «Любовь Данаи» (в 1952 году, уже после смерти автора). Для последних двух опер Краус сам написал либретто.

В последнее десятилетие своей жизни Краус отказался от постоянной работы в каком-либо одном театре. Он много гастролировал по всему миру, записывался на пластинки фирмы «Декка». Среди оставшихся записей Крауса — почти все симфонические поэмы Р. Штрауса, произведения Бетховена и Брамса, а также многие сочинения венской династии Штраусов, в том числе «Цыганский барон», увертюры, вальсы. На одной из лучших пластинок запечатлен последний проведенный Краусом традиционный новогодний концерт Венской филармонии, в котором он с блеском, размахом и подлинно венским шармом дирижирует произведениями Иоганна Штрауса-отца, Иоганна Штрауса-сына и Йозефа Штрауса. Смерть настигла Клеменса Крауса в Мехико, во время очередного концерта.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Комитас Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама