Leonid Lebedev
Окончил Фрунзенское ХУ в 1960 (ученик Б. Алимбаева). В 1960-71 артист Фрунзенского театра, затем Сыктывкарского музыкального театра. В 1976 окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (ученик Г. Алексидзе), с 1976 балетмейстер Малого театра.
Поставил балеты: «Венгерские танцы» на муз. И. Брамса (1975), «Альборада» на муз. М. Равеля (1975) — оба в Оперной студии Ленинградской консерватории. В Малом театре: «Маленькие балеты» (на муз. разных композиторов, 1976), «Перекресток» (1976, для творческого вечера Н. Долгушина), «Педагогическая поэма» (1977, совместно с О. Виноградовым), «Петроградские воробьи» (1979), «Легенда о птице Доненбай» (1983), «Новеллы о любви» (М. Березовский, Ю. Симакин, О. Петрова, 1983), «Гадкий утенок» (1984), «Джамхух — Сын Оленя» (1986).
В 1981 для творческого вечера Н. Большаковой и В. Гуляева поставил «Барьер» на муз. Ю. Симакина, «Бхагаватгита» на индийскую народную музыку; в 1982 в труппе «Хореографические миниатюры» — «Третий семестр» на муз. Ю. Симакина. Ставил танцы в драматических спектаклях Театра им. А. С. Пушкина («Зеленая птичка», «Унтиловск», «Веранда в лесу») и Молодежного театра («Ах, Невский, Невский...», «И дольше века длится день», «Беда», «Джамхух — Сын Оленя»), в музыкальных т/ф («Незнакомка», «Как прекрасен этот мир») и художественных к/ф («Когда безумствует мечта», «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская»).
Наибольшего успеха хореограф достигает в сочинениях, посвященных проблемам, волнующим сегодня, разговору об истинных духовных ценностях человеческого существования. Разговору порой иносказательному, но весьма конкретному. При этом хореографу важно не только высказаться, но и заставить выслушать себя, суметь «достучаться» до зрителя, сломав привычку равнодушного рассматривания пластических композиций. Даже для небольших сочинений Лебедева характерна концентрированность мысли, символичность образов, нешаблонность пластических решений. Такую хореографию иитересно смотреть, ибо в ней очевидны основные вехи сюжета — остальное представляется фантазии зрителей.
В 1994 году создал свой собственный коллектив — «Русский классический модерн балет Лебедева» (Москва). В последние годы жизни работал главным балетмейстером кремлёвских ёлок. Много времени уделял детям, работая педагогом-репетитором детской балетной школы «Фуэте» (Зеленоград).
Литература: Соколов А. Раздвигая границы жанра.— Сов. культура, 1978, 31 янв.; Деген А. В поисках собственного почерка.— Смена, 1980, 3 янв.; Галушко М. Петроградские воробьи.— Веч. Ленинград, 1980, 5 апр.; Деген А. Легенда о птице Доненбай,— Смена, 1983, 14 авг.; его же. Полет над весенней землей,— Там же, 1984, 28 марта; Баневич С. Родом из детства,— Сов. культура, 1984, 3 апр.; его же. Лети, утенок!— Сов. балет, 1984, № 5; Деген А. Сын оленя — сын человеческий,— Смена, 1986, 16 окт.
А. Деген, И. Ступников