Ноэль Ли

Дата рождения
25.12.1924
Дата смерти
15.07.2013
Профессия
Страна
США
Ноэль Ли

В пестрой панораме современного пианистического мира этот артист занимает довольно необычное место. Сведений о нем не найти ни в одном справочном издании, упоминания о его концертах трудно обнаружить не только в общей, но и в специальной печати. И вместе с тем вот уже добрых два десятилетия одна за другой выходят массовыми тиражами пластинки Ноэля Ли, неизменно привлекающие внимание критики и неизменно получающие с ее стороны, мягко выражаясь, весьма скептические отзывы. Сам собой возникает вопрос: ясно, что Ноэль Ли — пианист в лучшем случае заурядный, стоит ли рассказывать о нем читателям? Стоит, ибо творческая активность артиста и его на редкость широкий репертуар позволяют ему оставаться в сфере внимания любителей музыки и специалистов.

О творческом пути Ноэля Ли можно сказать немногое — даже конверты пластинок с его записями почти не содержат биографических сведений. Известно лишь, что он родился в Китае, вырос в Соединенных Штатах, а в конце 50-х годов поселился во Франции. Критики так и прозвали его, цитируя Гершвина: «Американец в Париже». С самого начала Ли сосредоточился преимущественно не на концертной деятельности, а на записях и вскоре заслужил еще одно полуироническое прозвище — «придворного пианиста» фирмы «Валуа», выпускавшей и широко рекламировавшей его пластинки. Первые шаги пианиста были довольно обещающими. Они ознаменовались пластинками с записью сочинений Б. Бартока (в том числе малоизвестных), а также А. Копленда, Р. Сешнса, Э. Картера и других американских авторов. В них артист демонстрировал высокое техническое мастерство, понимание замыслов композиторов, отличную культуру звука, поэтичность интерпретации. К середине 60-х годов американский пианист «акклиматизировался» во французской музыке, о чем свидетельствовало смелое обращение к творчеству корифеев импрессионизма. Он записывает большинство фортепианных сочинений Равеля («Отражения», «Ночной Гаспар», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Павана» и другие), отваживается выпустить альбом из шести пластинок, запечатлевших полное собрание произведений Дебюсси (в том числе фортепианные дуэты с Ж.-Ш. Ришаром, а также такие редко исполняемые произведения, как эскизные фрагменты из «Пеллеаса и Мелизанды»). Тут прием со стороны критики был уже не столь единодушным: отдавая должное его «блестящей мануальной технике», серьезности творческих намерений, специалисты все же отмечали недостаток чисто французского изящества, непринужденной легкости, «того проникновения в этот мир, образцом которого была игра Казадезюса».

«Американец в Париже» тем временем начал завоевывать западногерманский рынок. Дебютировав брамсовской пластинкой («Вальсы», соч. 39 и Пьесы, соч. 76), проявив в ней «художественную силу, способную превратить вальсы в большую музыку», по выражению И. Хардена, оценившего эту запись как лучшую из всех, имевшихся к тому времени. Последующие годы артист посвятил фундаментальной задаче: созданию звучащего полного собрания сочинений Шуберта. Но по мере выхода новых и новых пластинок эта работа встречала все более холодный прием. Пианисту явно не хватало художественной зрелости, яркости интеллекта, а подчас и элементарного вкуса: особенно это ощущалось, когда он брался дописывать некоторые незаконченные фрагменты шубертовских сонат, и более того, сам объединял разрозненные части в «новые» сонаты. Поток критических стрел был столь силен, что в начале 70-х годов Ли прервал свою работу на шесть лет, решив, видимо, извлечь уроки из критики.

Это не помешало ему продолжать трудиться в других репертуарных сферах. Он дополнил собрание сочинений Дебюсси фортепианными дуэтами (с В. Хаазом) и четырехручными переложениями (с Б. Ренгейссеном), записал произведения Шопена (в Том числе четыре баллады), ноктюрны Фильда, наконец, несколько неожиданно для многих выпустил пластинку с произведениями Стравинского. Последняя получила наиболее благоприятный отклик: «Как и ожидалось, Ноэль Ли Оказался вполне корректным и серьезным исполнителем для музыки Стравинского», — замечал критик. Но как только появился второй альбом Шуберта, стало ясно, что эта задача — явно выше его возможностей. «Все технические и музыкальные способности, которые требуются пианисту, в избытке есть у Ноэля Ли… Быть может, ему необходимо погрузиться в живую атмосферу концертного зала, с публикой, чтобы раскрыться в полной мере. Студийные же записи, особенно большие серии, вроде этой, несут в себе опасность чрезмерной стерильности. Можно с уверенностью сказать, что мы имеем дело с честной и серьезной попыткой приблизиться к Шуберту. Но этот единственный «капитала еще недостаточен для выполнения задачи… Шуберт — не метрономический композитор, и в этом заключена главная ошибка Ли — он не ощущает времени», — писал Эльмар Линдеман.

Итак, перешагнув порог 50-летия, Ноэль Ли сохраняет за собой репутацию опытного середнячка, артиста, от которого уже не ждут больших открытий. Но это, надо заметить, не мешает ему активно работать. И не без успеха — вышедшая недавно запись фортепианных дуэтов Шуберта (с X. Ивальди) была удостоена «Гран-при» Французской академии грампластинки. И все же некоторые критика полагают, что лишь более частые встречи с публикой на концертной эстраде (а не заочное общение с ней) могли бы вдохнуть жизнь в игру этого артиста.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Гаэтано Вестрис Танцовщики

рекомендуем

смотрите также

Виктория Муллова Инструменталисты
Хелен Пикетт Танцовщики
Зара Нельсова Инструменталисты
Сон Чжин Чо Пианисты
Моника Аз Пианисты

Реклама