Георгий Михайлович Римский-Корсаков

Дата рождения
26.12.1901
Дата смерти
10.09.1965
Профессия
Страна
СССР

Римский-Корсаков Георгий Михайлович (13 (26) XII 1901, Петербург — 10 IX 1965, Ленинград) — советский композитор, исследователь в области музыкальной акустики, педагог. Внук композитора Н. А. Римского-Корсакова.

В 1926 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга, в 1929 — аспирантуру Ленинградского института театра и музыки (по теории музыки и акустике, рук. Б. В. Асафьев и А. В. Финагин). С возникновением звукового кино в СССР (1928) работал в лабораториях и на студиях «Ленфильма» и «Техфильма»; звукорежиссёр кинофабрики «Ленфильма» (1929–32); научный сотрудник Ленинградского института театра и музыки по отделам музыки и кино (1929–32, 1942–46).

В 1927–62 преподавал музыкальную акустику и инструментовку в Ленинградской консерватории (с 1928 доцент), музыкально-теоретические предметы — в Томском музыкальном училище (1942–44). Один из основателей Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин, 1944).

Сочинения:

для хора и оркестра — Мятеж (сл. Эм. Верхарна, пер. В. Я. Брюсова, 1927); для оркестра — симфония (1925); камерные ансамбли — 2 струн. квартета (1925, 1932); квинтет для скр., альта, влч., кларнета и валторны (1925), октет для 2 эмиритонов, 2 кларнетов, фагота, скр., альта и влч. (1932); пьесы четвертитонового строя для особых 2 фортепиано, арфы, фисгармонии и 2 валторн разного строя (1925–32); для фортепиано — 2 сонаты (1924, 1931), 24 прелюдии (1922–55), 8 этюдов (1932); пьесы для скрипки и фортепиано (1934–55); поэма для виолончели и фортепиано (1951); для 3 голосов с фортепиано — Три ключа (сл. А. С. Пушкина), Три витязя (сл. М. Ю. Лермонтова, 1936); для 2 голосов с фортепиано — Ворон к ворону летит, Румяной зарёю (сл. А. С. Пушкина, 1935), Парус (сл. М. Ю. Лермонтова, 1938), Медлительно нисходит (сл. А. А. Блока); для голоса и фортепиано — романсы (около 100); музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Литературные сочинения: Образцы декламационных композиций Студии Ленинградского государственного экспериментального театра, в кн.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Искусство декламации, ч. 2, Л., 1925; Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в сб.: De Musica, 1925, No 1; Расшифровка световой строки скрябинского «Прометея», там же, 1926. No 2; О высоте комбинационных тонов, там же, 1927, No 3; Акустическое обоснование теории ладового ритма, в кн.: Музыкознание, Л., 1928; Хроника концертной жизни. Ленинград, «СМ», 1955, No 6; Оркестровая полифония, Л., 1955; Стеснительный господин (о П. И. Чайковском), «Простор», 1969, No 12.

Литература: Памяти ушедших, «СМ», 1965, No 12.

М. Ф. Леонова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фёдор Петрович Лузанов Инструменталисты
Хосе Маури Эстеве Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама