Héroïde funèbre, S. 102
Музыка всегда становится отражением того времени, когда она была создана. Мы расскажем о произведении, которое было порождено двумя революциями – о симфонической поэме Ференца Листа «Плач о героях». Эпоха, в которую жил и творил композитор, была богата «общественными бурями». В 1830 г. во Франции развернулись события, вошедшие в историю как «Три славных дня», или Июльская революция (та самая в которой не успел принять участие Гектор Берлиоз, а семь лет спустя почтил память ее жертв созданием Реквиема). Пожалуй, во всей Европе не нашлось бы человека, которого эти события оставили бы равнодушными – взволновали они и Ференца Листа. Композитор задумывает грандиозную Революционную симфонию, процитировав в ней мелодии, ставших знаменем революционных движений трех эпох – песню гуситов, протестантский хорал и «Марсельезу»… но ведь Листу было в то время всего девятнадцать лет, для создания столь масштабного произведения не хватило опыта, да и события, последовавшие за «Тремя славными днями», отнюдь не способствовали вдохновению.
Но вот восемнадцать лет спустя, когда Лист был уже во всеоружии композиторского мастерства, Европу вновь охватывают революционные события, затронули они и Венгрию. Под впечатлением происшедшего Лист возвращается к юношескому замыслу, на этот раз обретающему конкретные очертания пятичастного цикла – но и тогда замысел осуществлен не был (почему так произошло, остается загадкой – быть может, потому, что революция потерпела поражение). Музыкальный материал был впоследствии использован Листом в различных сочинениях, а первую часть, которой композитор планировал дать заглавие «Траурная героида», он переработал в симфоническую поэму, получившую название «Плач о героях».
По своему обыкновению, Лист предпослал симфонической поэме предисловие, конкретизирующее ее образное содержание – правда, в данном случае оно было написано не самим композитором, а его возлюбленной Каролиной Витгенштейн (степень участия в этом Листа остается неизвестной). В этом предисловии в центре внимания композитора оказывается не столько тема борьбы за свободу, сколько тема скорби и страдания: Возможно, причиной тому были не только печальные результаты восстания в Венгрии, но и опасность, которая могла бы грозить композитору, если бы он открыто заявил о своем сочувствии к революционерам. «Страдание остается постоянным и тем же самым, каким оно было изначально. Империи сотрясаются, цивилизации увядают, наука покоряет новые миры, человеческий дух сияет все интенсивнее – но ничем не умеряется сила страдания», – говорится в предисловии, лишь в заключении его возникает героический мотив, выражается желание «набросить блестящий покров на могилу храбрых, окружить золотым сиянием мертвых и умирающих, чтобы им завидовали живые».
Но что бы ни говорилось в предисловии, содержание симфонической поэмы не исчерпывается образами страдания, и связь ее с идеями героической борьбы сомнений не вызывает. Героический характер очевиден уже во вступлении, начало которого исполняется только ударными инструментами, а затем медные духовые уверенно и резко провозглашают прообраз главной темы. За генеральной паузой следует основной раздел симфонической поэмы, который Лист определил как «Похоронный марш». Казалось бы, скорбь должна выражаться в нисходящих интонациях, но мелодические фразы главной темы, напротив, «взлетают», в мелодию проникают фанфарные обороты. Недвусмысленным штрихом к образу становится пунктирный ритм и увеличенная секунда (это черты венгерской музыки). Суровость этой темы оттеняется нежной, жалобной мелодией, излагаемой английском рожком в сопровождении скрипок. Первая тема становится еще более суровой при втором проведении: если первоначально ее излагали струнные, то теперь она поручается духовым – фаготу, кларнету и трубе.
В следующем – разработочном – разделе симфонической поэмы развиваются обе темы, и героическая, и лирическая, но возникает и новый тематизм, а также новые тембровые эффекты (например, колокола). Героический характер первой темы подчеркивается появлением тират, а вторая становится еще более жалобной благодаря введению подголоска (композитор даже сопровождает эту тему ремаркой lacrimoso – «слезно»). Обрамляется этот раздел звучанием ударных. Далее следует эпизод, напоминающий трио, в котором сопоставляются две новые темы – мечтательная и фанфарная.
Динамизированная реприза начинается с середины экспозиции, берущей на себя функцию предыкта. Главная партия мощно звучит у тромбонов и труб, а в кульминации появляется фанфарная тема из среднего раздела. Даже лирическая тема приобретает в репризе героические черты. Но к концу поэмы звучность постепенно спадает, мерный колокольный звон возвращает к скорбному настроению. Завершается произведение печальными нисходящими аккордами.
Симфоническая поэма «Плач о героях» впервые прозвучала в ноябре 1857 г. в Бреслау.