Concord Sonata
Соната для фортепиано № 2 «Конкорд Массачусетс. 1840—1860» справедливо считается вершиной фортепианного творчества американского композитора Чарльза Айвза. Она стала одним из самых известных его творений. Ее особое место в творческом наследии Айвза обусловлено еще и тем, что в этой Сонате выражена «квинтэссенция» философских воззрений автора – не случайно она вошла в число немногих сочинений, которые Айвз решился опубликовать.
Что такое Конкорд? Так называется городок в штате Массачусетс, недалеко от которого в XIX столетии существовала община философов-трансценденталистов. Это направление в литературе и философии США возникло под влиянием немецких философов-идеалистов (Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Шеллинга), но на американской почве они получили особое преломление. Американские трансценденталисты были сторонниками отмены рабства и жаждали социального равенства (полагая, что перед Богом люди равны), а христианскую религию считали сводом моральных правил и идеалов, который не нуждается в существовании церкви. Природу они считали неисчерпаемым источником духовных сил, а человека – полноправной частью динамичной космической гармонии. Главное средство духовного и нравственного очищения человека они усматривали в приближении к природе, в интуитивном постижении ее скрытых смыслов – но для этого, по мнению трансценденталистов, человек должен освободиться от «вульгарно-материальных» устремлений.
Каждая из четырех частей сонаты названа в честь одного из мыслителей – представителей трансцендентализма. Первая – наиболее развернутая по форме и самая сложная для исполнения – названа именем основателя этого течения, Ральфа Уолдо Эмерсона, который в глазах Айвза был «пророком», «завоевателем неизвестного» – и в музыке первой части раскрывается этот процесс постижения неизвестного. В большой, свободно построенной каденции, открывающей ее, сосредоточены интонационные зерна тематизма не только первой части, но и всей сонаты в целом. Среди мотивов, развивающихся в части первой, присутствуют и цитаты (намек на мотив судьбы из Симфони № 5 Людвига ван Бетховена, цитаты из гимна «Утешитель» и из бетховенской сонаты «Хаммерклавир»), но не менее важную роль играет мотив, построенный на буквах имени Айвза. Комплекс этих мотивов составляет главную партию, она сменяется лирической побочной, в которой композитор зашифровал имена своих близких (так сопоставляются вечность и тот «микрокосм», в котором протекает жизнь конкретного человека). Патетический, но спокойный эпизод, предваряющий разработку, написан под впечатлением стихов Эмерсона. В разработке «земная» побочная партия приобретает возвышенный характер. Последующее смешение ее интонаций и мотивов, составивших главную партию, лишь с большой долей условности можно назвать репризой. Перед завершением первой части неожиданно возникает тема-анаграмма BACH.
Вторая часть посвящена Натаниэлю Готорну. Высоко ценя сплав реалистического бытописательства и фантастики, присущий его творениям, Айвз считал, что у Готорна «важно не то, что случается, но каким образом что-то случается». Свое восприятие творчества писателя композитор воплотил в развернутом скерцо с оттенком ирреальности, которое сам определил как «путешествие в полудетскую, полупраздничную фантасмагорию». Создавая фантастическую атмосферу, Айвз требует от пианиста необычных приемов: в некоторых моментах музыкант должен линейкой беззвучно нажимать клавиши в верхнем регистре, создавая дополнительные обертоны.
Часть третья – «Олкотты» – посвящена Эймосу Бронсону Олкотту, философу и педагогу, и писательнице Луизе Мэй Олкотт, его дочери (наиболее популярное ее произведение – роман «Маленькие женщины»). Эймс Бронсон был поистине душой общества трансцендеталистов – он охотно принимал гостей, в саду возле его дома велись философские беседы. Атмосфера этих бесед передана в третьей части – спокойной, лиричной, слегка сентиментальной, но очень обаятельной, как светлый образ ушедшей эпохи.
Заключительная часть Сонаты посвящена писателю Генри Дэвиду Торо. Ее облик определяется его словами: «Я хочу говорить без всяких загородок, как человек, пробудившийся ото сна, с другими такими же людьми». Образ этого человека ассоциировался у Айвза с образом умершего отца – и это тоже наложило отпечаток на музыку четвертой части – сосредоточенную, слегка мрачную, медитативную.
Масштабное произведение, заключавшее в себе столь глубокий смысл, не могло быть создано в сжатые сроки. Первые наброски Второй фортепианной сонаты относятся к 1904 г., а основная часть работы была проделана между 1911 г. и 1915 г. В 1921 г. произведение было издано, а в 1938 г. впервые прозвучало в исполнении Джона Киркпатрика в Кос Кобе, в штате Коннектикут, а в следующем году тот же пианист исполнил ее в Нью-Йорке. В 1947 г. была издана переработанная версия Сонаты.
Соната для фортепиано No. 1 →
Фортепианное творчество Айвза →