Ференц Лист. «Годы странствий»

Années de pèlerinage

Композитор
Жанр
Страна
Венгрия
Ференц (Франц) Лист / Franz Liszt

Тема странствий была типична для искусства романтизма (достаточно вспомнить «Паломничество Чайльд Гарольда», прославившее Джорджа Гордона Байрона). И все же фортепианный цикл Ференца Листа «Годы странствий» представляет собою явление своеобразное, если не сказать – уникальное. В данном случае странствие не является романтической аллегорией вечного поиска идеала – композитор действительно путешествовал по Европе с 1835 г. по 1848 г. Странник, предстающий в его фортепианном цикле – это не «бесприютный скиталец» (излюбленный образ искусства романтизма), а восторженный путешественник, с неподдельным интересом взирающий на то, что встречается ему на пути. Впрочем, связь с романтической литературой, раскрывающей тему странствий, тоже имеет место: название цикла можно перевести и как «Годы паломничества», оно явно намекает на знаменитое творение Байрона, из которого взяты эпиграфы ко многим пьесам.

Цикл состоит из трех томов – названных соответственно тем местам, которые посетил Лист вместе со своей возлюбленной Марией д’Агу. Том первый озаглавлен «Швейцария», составляющие его пьесы были созданы раньше других и составляли отдельных цикл, озаглавленный «Альбом путешественника», но впоследствии автор включил их в «Годы странствий, предварительно переработав. Том второй – «Италия», третий – «Рим». Содержание томов различается в зависимости от того, что в большей степени привлекало внимание композитора в той или иной стране – и в определенный период времени. Так, в «швейцарском» томе преобладают картины природы, а в «итальянском» внимание Листа привлекает, главным образом, итальянское искусство – скульптуры Микеланджело, полотна Рафаэля, стихи Данте и Петрарки. Пьесы третьего тома – «Рим» – создавались позднее прочих, когда Листа особенно занимала религиозная тематика, что нашло отражение в пьесах «римского» тома.

В цикле «Годы странствий» особенно ярко проявилась склонность Листа к созданию программной музыки – страстная натура композитора откликается на все впечатления внешнего мира: «Различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами … а глубоко волновали мою душу», – признавался Ференц Лист. По-разному преломляются в фортепианных пьесах цикла образы природы. Они могут представать как нечто умиротворенное, очаровательное в своей безмятежности, словно зовущее человека к отдохновению – таковы, например, пьесы «У родника» и «На Валленштадском озере». Для воплощения подобных идиллических образов композитор, как правило, избирает высокий регистр, где излагается подчеркнуто простая мелодия, «струящиеся» фигурации сопровождающих ее голосов. Впечатление широты просторов, открывающихся взору, усиливается гармоническими красками. Столь же идиллично представляется простая сельская жизнь в швейцарских горах: в «Пасторали», «Эклоге» и «Тоске по родине» звучат мелодии, напоминающие пастушеские наигрыши и хороводные песни, а также имитация волынки. Здесь композитор даже использовал подлинные народные мелодии, слышанные им во время путешествия по Швейцарии. Совсем иной предстает природа в «Грозе» и «Часовне Вильгельма Телля» с их грозными октавными пассажами и тяжелыми аккордами. Источником вдохновения при создании «Долины Обермана» послужили не только непосредственные впечатления, но и роман «Оберман» французского писателя Этьена де Сенанкура. Нисходящее движение мелодии и скорбные секундовые интонации прекрасно передают душевное состояние романтического героя, который «не знает, что он такое, что он любит и чего хочет».

Не менее разнообразны впечатления от итальянского искусства, воплощенные в пьесах второго тома: нежная мелодия «Обручения» (по одноименному творению Рафаэля Санти), суровость интонаций похоронного марша, воплотившего образ статуи, созданной Микеланджело в гробнице Медичи (в трактовке Листа это размышление о бедствиях родины, о которых говорится в эпиграфе – пьесе дано заглавие «Мыслитель»). Особой страстностью и восторженностью отличаются «Три сонета Петрарки» с их изысканными хроматизмами в мелодиях, выразительными пассажами и неожиданными гармониями. Использовал Лист и подлинную итальянскую мелодию, которую создал в XVII столетии композитор и художник Сальватор Роза (основанная на ней пьеса так и называется – «Канцонетта Сальватора Розы».) Самая значительная и масштабная часть второго тома – «По прочтении Данте».

В третьем томе – «Рим» – царят скорбные настроения («Траурный марш», «Бывают слезы от дел»), которые окрашивают даже картины природы («У кипарисов виллы д’Эсте»). В поисках утешения композитор обращается к религиозной вере («Ввысь сердца», «Ангелюс»).

При издании цикла каждая пьеса была снабжена не только поэтическим эпиграфом, но и рисунком художника Кречмера. В этом выразилась чрезвычайно близкая Листу мысль о синтезе искусств.


Ференц (Франц) Лист / Franz Liszt

Музыке Ференца Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Средствами своего искусства он стремился передать «зримые» образы — то, что возбуждало творческую фантазию в годы его странствий при общении с природой или знакомстве с произведениями живописи скульптуры, а также то, что вызывало в прочитанной им литературе зрительные представления. Это запечатлевалось в «музыкальных картинах» — программных пьесах, исключительно богатых по охвату жизненных явлений.

Разносторонни и средства их воплощения. Некоторые пьесы представляют собой развернутые поэмы; таков, например, знаменитый «Мефисто-вальс». В других — при передаче массовых, народных образов — сильнее ощущается жанровая основа танца или, что чаще у Листа,— марша; в качестве примера назовем героическое «Погребальное шествие». В третьих даны более беглые, но колоритные зарисовки субъективных впечатлений композитора; в таких зарисовках переданы своего рода «пейзажи настроений».

Подобно другим романтикам, Лист объединял программные пьесы в циклы или сборники. Он создавал их на протяжении всей своей жизн. («Видения» (три пьесы, 1835), «Утешения» (шесть пьес, около 1849), «Поэтические и религиозные гармонии» (десять пьес, 1845—1852), «Рождественская ёлка» (двенадцать пьес, 1874—1876), «Венгерские исторические портреты» (семь пьес, 1870—1886) и другие.)

Наибольшую известность приобрел цикл «Годы странствий», над которым работа продолжалась долгое время: первые пьесы возникли в начале 30-х годов, последние — в конце 70-х. В 1842 году Лист выпустил сборник со следующим предисловием:

«Около года тому назад я опубликовал три швейцарских напева, объединив их под названием «Альбом путешественника». Эти пьесы являются лишь разрозненными отрывками собрания, которое под этим общим названием объединит большую часть того, что я напишу для фортепиано в течение ряда лет. Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».

Впоследствии в переработанном виде основная часть «Альбома путешественника» составила «Первый год странствий», изданный в 1855 году.

Название «Годы странствий» (в точном переводе — «Годы паломничества») навеяно «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона, откуда заимствованы эпиграфы большинства пьес «Первого года». Эти эпиграфы, дополняющие и углубляющие программные заголовки, помогают раскрыть поэтический смысл тех впечатлений от швейцарской природы, которыми рождены девять пьес цикла. Лист стремился сделать свой музыкальный замысел возможно более ясным, понятным самым широким кругам слушателей, чему должны были служить и рисунки, предпосланные каждой пьесе в первом издании.

В цикле несколько типов пьес, связанных с картинами природы. В одних — зарисовки природы спокойной, безмятежной, манящей и убаюкивающей человека («На Валленштадтском озере», «У родника», ноктюрн «Женевские колокола»). Прозрачное, «струящееся» сопровождение, на фоне которого возникает несложная, словно эскизно намеченная светлая мелодия в высоком регистре, красочные гармонии создают ощущение широких далей, просторов, рождают звуковую перспективу.

Близка по настроению другая группа пьес, рисующих картины простой жизни пастухов в горах («Пастораль», «Эклога», «Тоска по родине»). В них звучат хороводные напевы, то веселые, то печальные пастушьи наигрыши, сопровождаемые гудением волынки (используются подлинные швейцарские напевы).

Есть пьесы иного характера — бурные, мятежные, героические («Часовня Вильгельма Телля», «Гроза») — с мощными, полнозвучными аккордами, октавными пассажами, энергичным пунктирным ритмом.

Особое место занимает центральная пьеса — «Долина Обермана». В ней переданы типичные романтические образы, вдохновленные романом в письмах французского писателя первой половины XIX века Сенанкура. Два отрывка из этого романа и строфа из «Паломничества Чайльд-Гарольда», взятые в качестве эпиграфа, рисуют противоречивый внутренний мир «молодого человека XIX столетия», его вечные сомнения, колебания и страстные порывы. Скорбная ниспадающая мелодия, с вздохами и стонущими задержаниями, стала своего рода «интонацией эпохи» для воплощения элегических образов:

Ее многочисленные трансформации, осуществленные с присущим Листу мастерством, передают изменчивые душевные настроения героя — от безнадежного уныния до экстатических порывов.

Иные образы воплощены во «Втором годе странствий» (1838— 1858). Составляющие его семь пьес вдохновлены не картинами природы, а произведениями итальянского искусства — живописи, скульптуры, литературы. Толчком для их возникновения послужили впечатления от путешествия по Италии в 1837—1839 годах. Созданием этих пьес Лист стремился подтвердить постоянно защищавшееся им убеждение, что различные виды искусства связаны между собой, находятся в тесном родстве. Так, согласно его словам, Рафаэль и Микеланджело помогли ему в понимании Моцарта и Бетховена.

Эти пьесы, в которых Лист впервые воплотил свои впечатления от произведений изобразительных искусств, глубже по настроениям и сложнее по выразительным средствам, чем предшествующие. Каждая более индивидуальна по замыслу и сопоставляется со следующей по принципу контраста. Лирическое «Обручение» по картине Рафаэля — с нежной мелодией, рождающейся из прозрачного, обволакивающего фона,— контрастирует с суровым «Мыслителем» по скульптуре Микеланджело, воплощенным в звучании мрачного похоронного марша — в соответствии со стихотворным эпиграфом, в котором оплакиваются бедствия родины. Далее следует «Канцонетта Сальватора Розы», в основе которой лежит подлинная мелодия этого выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта XVII века.

Полны глубокого, страстного чувства «Три сонета Петрарки» — лирическая вершина «Второго года». Лист не раз обращался к этим сонетам, находя в них идеальное выражение восторженно-романтических любовных чувств. Изысканная мелодия с обилием задержаний и хроматизмов, свободного дыхания, распевная (особенно в сонетах № 104 и 123), прихотливая смена гармонии, ритма, темпа, импровизационность изложения, певучие пассажи, в которых «расплескивается» мелодия,— все это роднит сонеты Листа с ноктюрнами Шопена.

Завершает «Второй год» наиболее значительная пьеса цикла — фантазия-соната «По прочтении Данте».

«Дополнением» ко «Второму году странствий» служат три пьесы, объединенные общим заголовком «Венеция и Неаполь» (1861). Это блестящие виртуозные транскрипции популярных мелодий: беззаботной песенки «Блондинка в гондоле» венецианского композитора XIX века Перукини; мрачного, трагического напева гондольера из «Отелло» Россини; стремительной итальянской тарантеллы.

«Третий год странствий» (семь пьес), отличный от первых двух и по образам, и по средствам воплощения — более тонким и изысканным,— написан в 1867—1877 годах, когда тревожные раздумья овладели Листом. Вместо романтических томлений по простой жизни поселян, жажды слияния с природой в первой части, вместо полнокровных, пылких чувств, господствующих во второй, в третьей преобладают чувства разочарования и скорби. На первый взгляд композитор обращается здесь к мотивам, родственным «Первому году», вновь воплощая картины природы. Но как различны их настроения! Ныне Лист стремится передать лишь «скорбь и горести всемогущей природы». Она не несет более успокоения человеку, рождает мысли о смерти (две погребальные песни — тренодии «У кипарисов виллы д'Эсте»), Скорбь царит и в жизни людей («Бывают слезы от дел», «Траурный марш»). Композитор ищет утешения, обращая взор к небесам («Ангелюс» и «Ввысь сердца», средний эпизод «Фонтанов виллы д'Эсте»).

М. Друскин

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама