Пьетро Масканьи (итал. Pietro Mascagni; 7 декабря 1863 года, Ливорно — 2 августа 1945 года, Рим) — итальянский оперный композитор.
Напрасно думают, что колоссальный, сказочный успех этого молодого человека есть следствие ловкой рекламы... Масканьи, очевидно, человек не только очень даровитый, но и очень умный. Он понял, что в настоящее время повсюду веет духом реализма, сближения искусства с правдой жизни, что человек с его страстями и горестями нам понятнее и ближе, чем боги и полубоги. Он с чисто итальянской пластичностью и красивостью иллюстрирует избираемые им жизненные драмы, и в результате получается произведение почти неотразимо-симпатичное и привлекательное для публики.
П. Чайковский
Пьетро Масканьи родился в семье булочника, большого любителя музыки. Заметив у сына музыкальные способности, отец, не жалея скудных средств, нанял ребенку учителя — баритона Эмилио Бьянки, который подготовил Пьетро к поступлению в музыкальный лицей им. Керубини. В 13 лет, будучи студентом первого курса, Масканьи написал Симфонию до минор и «Ave Maria», которые были исполнены с большим успехом. Затем способный юноша продолжил занятия композицией в Миланской консерватории у А. Понкьелли, где учился одновременно Дж. Пуччини. По окончании консерватории (1885) Масканьи стал дирижером и руководителем опереточных трупп, с которыми ездил по городам Италии, а также давал уроки и писал музыку.
Когда издательство Сонцоньо объявило конкурс на одноактную оперу, Масканьи попросил своего друга Дж. Торджони-Тоццетти написать либретто по нашумевшей тогда драме Дж. Верги «Сельская честь». Опера была готова через 2 месяца. Однако, не питая никакой надежды победить, Масканьи не послал свое «детище» на конкурс. Это сделала, тайно от мужа, его жена. «Сельская честь» была удостоена первой премии, а композитор — ежемесячной стипендии на 2 года. Постановка оперы в Риме 17 мая 1890 г. имела такой триумф, что композитор не успевал подписывать контракты.
«Сельская честь» Масканьи положила начало веризму — новому оперному направлению. Веризм усиленно эксплуатировал те средства художественного языка, которые создавали эффекты повышенной драматической экспрессии, открытых, обнаженных эмоций, способствовали колоритному воплощению быта городской и сельской бедноты. Для создания атмосферы сгущенных эмоциональных состояний Масканьи впервые в оперной практике применил так называемую «арию крика» — с предельно раскрепощенным мелодизмом вплоть до выкриков, с мощным унисонным дублированием оркестром вокальной партии в момент кульминации...
В 1891 г. опера была поставлена в Ла Скала, и Дж. Верди, говорят, сказал: «Я могу теперь умереть спокойно — есть тот, кто продолжит жизнь итальянской оперы». В честь Масканьи было выпущено несколько медалей, сам король наградил композитора почетным званием «Кавалер Короны».
От Масканьи ждали новых опер. Однако ни одна из последующих четырнадцати не поднялась до уровня «Сельской чести». Так, в Ла Скала в 1895 г. была поставлена музыкальная трагедия «Вильям Ратклиф» — после двенадцати представлений она бесславно сошла со сцены. В том же году потерпела фиаско премьера лирической оперы «Сильвано». В 1901 г. сразу в Милане, Риме, Турине, Венеции, Генуе и Вероне в один вечер 17 января состоялись премьеры оперы «Маски», но так широко разрекламированная опера, к ужасу композитора, была в этот вечер освистана сразу во всех городах. В Ла Скала ее не спасло даже участие Э. Карузо и А. Тосканини. «Это был», — по словам итальянской поэтессы А. Негри, — «самый потрясающий провал во всей истории итальянской оперы».
Оперы композитора, имевшие наибольший успех, были поставлены в Ла Скала («Паризина» — 1913, «Нерон» — 1935) и в театре Костанци в Риме («Ирис» — 1898, «Маленький Марат» — 1921). Кроме опер Масканьи писал оперетты («Король в Неаполе» — 1885, «Да!» — 1919), произведения для симфонического оркестра, музыку к кинофильмам, вокальные произведения. В 1900 г. Масканьи приезжал с концертами и беседами о состоянии современной оперы в Россию и был очень тепло принят.
Жизненный путь композитора завершился уже в середине XX в., однако имя его осталось принадлежать итальянской оперной классике конца XIX столетия.
М. Дворкина
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Масканьи, Пьетро (7 XII 1863, Ливорно — 2 VIII 1945, Рим) — итальянский композитор. Член Итальянской академии (1929). Первыми учителями его были директор «Схола канторум» в Ливорно Э. Бьянки и органист А. Бьяджини. С 1876 Масканьи занимался в Музыкальном лицее им. Керубини под руководством композитора А. Софредини. Уже в ученических вокально-симфонических произведениях проявилось яркое мелодическое дарование будущего композитора. В 1881–84 Масканьи учился в Миланской консерватории у А. Понкьелли и М. Саладино. С 1885 дирижёр и руководитель небольших оперных и опереточных трупп. К этому времени относятся первые наброски оперы «Вильям Ратклиф» (окончена 1895).
Возвратившись в Милан после нескольких лет странствий по городам Италии, Масканьи принял участие в конкурсе на одноактную оперу, объявленном музыкальным издательством Сонцоньо, и получил 1-ю премию за оперу «Сельская честь» (по драме Дж. Верги, 1889). Опера принесла Масканьи мировую славу. Он был назначен директором Музыкального лицея им. Россини в Пезаро (1895–1902), затем Национальной музыкальной школы в Риме.
Масканьи — один из основоположников оперного веризма. В опере «Сельская честь» определились характерные черты этого направления: быстрое, напряженное развитие действия с непременной «кровавой» развязкой, выразительные музыкально-сценические образы, красочная обрисовка бытовой атмосферы, некоторая аффектация человеческих эмоций и драматических ситуаций, экспрессивная мелодика, доходчивая и запоминающаяся благодаря своей связи с народными жанрами.
Эти художественные принципы, воплощенные также в произведениях Р. Леонкавалло, У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи и др. представителей веристской оперы, не получили, однако, последовательного развития в творчестве самого Масканьи. После «Сельской чести» композитор создает лирическую оперу «Друг Фриц» (1891), возвращается к «неистовой драме» в «Братьях Ранцау» (1892), отдает дань «романтике ужасов» в «Вильяме Ратклифе» (1895), пишет одноактную идиллию «Дзанетто» (1896).
Полемику вызвала опера «Ирис» (1898), музыка которой при отдельных ярких страницах (в т. ч. оригинальные ладогармонические и оркестровые находки) в целом не искупает просчетов надуманного и претенциозного, вялого в драматургическом отношении либретто. Из последующих опер Масканьи некоторым успехом пользовались веселая лирическая комедия «Маски» (1901) и трогательно-сентиментальная драма «Жаворонок» («Лодолетта», 1917), но и они не удержались в репертуаре.
Сочинения:
оперы — Сельская честь (Gavalleria rusticana, 1890, театр «Костанци», Рим), Друг Фриц (L’amico Fritz, пo одноим. пьесе Э. Эркмана и А. Шатриана, 1891, там же), Братья Ранцау (I Rantzau, по одноим. пьесе Эркмана и Шатриана, 1892, театр «Пергола», Флоренция), Вильям Ратклиф (по драм. балладе Г. Гейне в пер. А. Маффеи, 1895, театр «Ла Скала», Милан), Сильвано (1895, там же), Дзанетто (по пьесе «Прохожий» P. Коппe, 1696, театр «Россини», Пезаро), Ирис (1898, театр «Костанци», Рим), Маски (Le Maschere, 1901, там же и театр «Ла Скала», Милан), Амика (Аmiса, 1905, театр «Казино», Монте-Карло), Изабо (1911, театр «Колисео», Буэнос-Айрес), Паризина (1913, театр «Ла Скала», Милан), Жаворонок (Lodoletta, по роману «Деревянные башмачки» Де ла Раме, 1917, театр «Костанци», Рим), Маленький Марат (Il piccolo Marat, 1921, театр «Костанци», Рим), Нерон (по одноим. драме P. Коссы, 1935, театр «Ла Скала», Милан); оперетты — Король в Неаполе (Il re a Napoli, 1885, Муниципальный театр, Кремона), Да! (Si!, 1919, театр «Куирино», Рим), Пинотта (1932, театр «Казино», Сан-Ремо); оркестровые, вокально-симфонические произведения, музыка к фильмам и др.
Литература: Pompei E., R. Mascagni nella vita e nell’arte, Roma, 1912, Соgо G., Il nostro Mascagni, Venezia, 1931; Donno A. de, Modernita di Mascagni, Roma, 1933 Jeri A., R. Mascagni, Roma, 1935; Gasella A., R. Mascagni, R., 1946, «Musiciens celebres»; De Carlo S., Mascagni parla, Roma, 1945 Gavazzeni G., Il teatro di Mascagni nel’suo tempo e nel nostro, «La musica e il teatro», Pisa, 1954 Klein J. W., Pietro Mascagni and Giovanni Verga, «МQ», 1964, No 4.
T. Г. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.