Стеван Мокраняц

Дата рождения
09.01.1856
Дата смерти
28.09.1914
Профессия
Страна
Сербия
Стеван Мокраняц

Мокраняц, Стеван (наст. фамилия Стоянович; Стоjановић) (серб. Стеван Мокрањац; 28 XII (9 I) 1856, Неготин — 15 (28) IX 1914, Скопле) — сербский композитор, фольклорист, хоровой дирижёр, скрипач, педагог и общественный деятель.

В детстве самостоятельно научился играть на скрипке, позднее брал уроки скрипичной игры, изучал основы теории музыки, занимался композицией. В 1872–73 руководил в Неготине певческим обществом, собирал народные мелодии. Будучи студентом филологического факультета Белградского университета, принимал участие в работе Белградского хорового общества, состоял членом его совета. С 1876 преподавал в школе для начинающих хористов, работал как хоровой дирижёр. С 1879 учился в Мюнхене у Э. Закса (теория музыки), затем в Академии музыки в Мюнхене у И. Рейнбергера (композиция). Возвратившись в Белград, преподавал пение, руководил хором общества «Станкович».

В 1884 исполнение первой хоровой рапсодии — «Руковета» принесло Мокраняцу известность. В том же году совершенствовался в Риме в консерватории Академии «Санта-Чечилия», в 1885 в Лейпциге. С 1887 руководитель Белградского хорового общества, в 1889–93 участник (2-я скрипка) организованного им струнного квартета. В 1899, совместно с пианистом Ц. Манойловичем, основал в Белграде музыкальную школу («Српека музичка школа»), положившую начало музыкальному образованию в Сербии. В 1907 участвовал в создании Товарищества сербских музыкантов.

Значительна была деятельность Мокраняца как фольклориста, хорового дирижёра и композитора хоровой музыки. Его работы как собирателя народных песен были этапными для развития югославской музыкальной фольклористики (в 1896 предпринял фольклорную экспедицию в южные области Сербии, записал свыше 100 народных напевов).

Около 30 лет Мокраняц руководил Белградским хоровым обществом, деятельность которого способствовала развитию хорового искусства Сербии. Возглавляя хор, Мокраняц довёл исполнительское мастерство коллектива до высокого художественного уровня. С этим хором выезжал во многие страны, популяризируя музыку братских народов Югославии; в 1896 совершил гастрольную поездку по России. Мокраняц высоко ценил русскую музыку.

Как композитор прославился пятнадцатью «Руковетами», основанными на искусно отобранных и мастерски обработанных народных напевах сербов, черногорцев, македонцев и др. народов Югославии. В хоровых рапсодиях — «Руковетах» Мокраняц создал самобытный стиль хорового письма, основанный на органичном сплетении самостоятельно развивающихся мелодических голосов. «Руковеты» отличаются полнозвучием, красочностью. Их историческое значение заключается в утверждении новых принципов гармонизации народных напевов, вытекающих из внутренней логики их мелодической структуры. Особенно значителен десятый «Руковет» — «Охридская легенда», который является не только вершиной хорового стиля Мокраняца, но и отправной точкой и художественной основой всего дальнейшего развития сербской реалистической музыки.

Среди др. сочинений Мокраняца известны «Приморские напевы» («Приморские напjеви») для смешанного хора, церковная музыка («Литургия», «Заупокойная»), две песни для голоса и фортепиано «Лем Эдим» и «Три героя» («Три jунака»).

Литература: Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И. М., Музыка Югославии, М., 1958, с. 35, 70–73; Моноjловић Коста П., Живот и дела Стевана Ст. Мокрањаца, Београд, 1923; Коoeовић П., Стеван Мокрањац, Београд, 1956; Живковић М., Руковети Ст. Ст. Мокрањаца. Аналитична студиjа, Београд, 1957; Зборник радова о Стевану Мокрањацу, Београд, 1971; Музичка школа «Мокрањац». 1899–1974, Београд, 1974.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама