Михай Мошоньи

Дата рождения
02.09.1815
Дата смерти
31.10.1870
Профессия
Страна
Венгрия
Михай Мошоньи

Мошоньи, Михай (венг. Mosonyi Mihály, настоящее имя Михаэль Бранд, нем. Michael Brand; 2 IX 1815, Вольдогассоньфальва, Венгрия — 31 X 1870, Пешт) — венгерский композитор, педагог, музыкальный критик. По национальности немец.

Музыкальным образованием занимался самостоятельно, в 1833–35 (когда он работал наборщиком в типографии в Братиславе) — под руководством капельмейстера К. Тураньи, В 1835- 1842 давал уроки музыки (воспитатель в семье графа). В 30-е гг создал первые произведения — мессу и увертюру. С 1842 контрабасист и музыкальный педагог в Пеште. В 1844 впервые публично исполнена его 1-я симфония. Был близок с Ф. Эркелем, К. Абраньи, особенно с Ф. Листом (с 1856), с которым состоял в переписке (Лист обработал 2 темы Мошоньи и после его смерти написал траурную музыку «Памяти Мошоньи», завершающую его цикл «Венгерские исторические портреты»). Восторженно встретив Революцию 1848–49, Мошоньи вступил в Национальную гвардию. В 1848 он сделал переложение «Марсельезы» для хора и оркестра.

В 1856–57 написал оперу «Кайзер Макс» в стиле немецкого романтизма. В фортепианной фантазии «Степная жизнь» («Pusztai elet», 1857) впервые обратился к народной венгерской музыке. Новое, фольклорное направление в его творчестве получило развитие в последующих произведениях — операх «Прекрасная Илонка», «Алмош», фортепианных пьесах и упражнениях для детей «Венгерский детский мир», а также песнях и хорах, популярность которых была так велика, что многие из них считались народными.

Мошоньи — автор многих статей и рецензий, опубликованных в первом венгерском музыкальном журнале («Zeneszeti lapok»). В своих статьях Мошоньи призывал к развитию национального венгерского музыкального стиля (убежденный патриот Венгрии, он в 1859 изменил свою немецкую фамилию на венгерскую). Завоевав популярность среди народа и прогрессивной интеллигенции, Мошоньи активно участвовал в венгерской музыкальной жизни (в т. ч. в различных комитетах и хоровых обществах). Пытался добиться открытия Высшей музыкальной школы в Пеште, однако безуспешно (академия музыки открылась при содействии Ф. Листа в 1875).

Мошоньи — выдающийся представитель венгерской национальной романтической школы. В своем творчестве сочетал европейские симфонические формы и романтическую гармонию с мелодикой и ритмами венгерской народной песни стиля вербункош. Рукописи Мошоньи хранятся в Венгерском национальном музее в Будапеште.

Сочинения:

оперы — Кайзер Макс… (Kaiser Max auf der Martinswand, 1857), Прекрасная Илонка (Szep Ilonka, 1861, Пешт), Алмош (Almos; соч. 1862, пост. Будапешт, 1934); кантаты — Праздник очищения венгров на реке Унг (A tisztulas unnepe az Ung vizenel, 1860), Воспоём, мадьяры! (Dalra magyar!, 1870); для оркестра — 2 симфонии (1844, 1856), Траурная музыка на смерть Иштвана Сеченьи (Gyasz-hangok Szechenyi Istvan halalara, 1860), Триумф и горе гонведа (A Magyar honved gyozelme es keserve, 1860; после реконструкции сочинения 1-е исп. — 1954) и др., Праздничная увертюра (Unnepi zene, 1860); камерно-инструментальные ансамбли — 2 фортепианных трио, 6 струнных квартетов, струнный секстет; для фортепиано — Венгерский детский мир (Magyar gyermekvilag, 1859), этюды (Tanulmanyok zongorara a magyar zene eloadasa kepzesere, g. 1–4, 1861, 1881); 5 месс и др. культовые сочинения; хоры, песни (циклы на стихи немецких и венгерских поэтов).

Литература: Abranyi К., Mosonyi Mihaly, elete es jellemrajza, Bdpst, 1872; Вartoк В., Two unpublished Liszt letters to Mosonyi,«MQ», 1921, v. 7, No 4; Кaldоr J., Mihaly Mosonyi, Dresd., 1936; Szabolcsi В., A XIX. szazad magyar romantikus zeneje, Bdpst, 1951; Bуnis F., Mosonyi Mihaly, Bdpst, 1960.

Ш. Каллош
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Джузеппе Тартини Композиторы

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама