Шарль Мюнш

Дата рождения
26.09.1891
Дата смерти
06.11.1968
Профессия
Страна
Франция
Шарль Мюнш

Мюнш (Mюнх), Шарль (фр. Charles Munch; 26 IX 1891, Страсбург — 6 XI 1968, Ричмонд, Виргиния, США) — французский дирижёр и скрипач.

Учился игре на скрипке в Страсбургской консерватории (у Ната), в Париже (у Л. Капе) и в Берлине (у К. Флеша). После демобилизации из армии (1918) был помощником концертмейстера Страсбургского городского оркестра (1919), преподавал в местной консерватории (класс скрипки). В 1923, выдержав конкурс, стал концертмейстером оркестра Гевандхауза (Лейпциг), где работал под руководством В. Фуртвенглера и Б. Вальтера. В 1932 уехал из Германии в Париж, где после успешного дебюта с оркестром В. Страрама начал вести интенсивную дирижёрскую деятельность, выдвинувшую его вскоре на пост руководителя Парижского филармонического оркестра (1935–38), а затем оркестра Общества Парижской консерватории (1937–46).

В годы фашистской оккупации Мюнш оставался в Париже, поставив своё искусство на службу Движению Сопротивления. Впервые под его руководством в освобождённом Париже была исполнена «Песня освобождения» Онеггера (1944) и 7-я симфония Шостаковича (1945). С 1946 много выступал в США с американскими оркестрами и с Национальным оркестром Французского радио (в 1948). В 1949–62 руководил Бостонским симфоническим оркестром. В 1951 директор Беркширского музыкального центра в Танглвуде. В 1967 возглавил вновь созданный «Парижский оркестр». Гастролировал в СССР (впервые в 1956, с Бостонским симфоническим оркестром).

Яркая эмоциональность, глубокий интеллект, строгий вкус и исключительное по точности дирижёрское мастерство сделали Мюнша выдающимся интерпретатором музыки различных стран и эпох. Но особое место в его обширном репертуаре принадлежало французской музыке (Ж. Ф. Рамо, Г. Берлиоз, К. Дебюсси, М. Равель). Мюнш был также активным пропагандистом и первым исполнителем многих произведений современных ему композиторов (А. Онеггер, А. Руссель, А. Дютийё, Ж. Ропарц и др.).

Литературные сочинения: Je suis chef d’orchestre, P., 1954, рус. пер. — Я — дирижер, M., 1960.

Литература: Вurian К. V. , Charles Munch, Praha, 1971.

E. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Лишь в зрелом возрасте, когда ему было около сорока лет, Шарль Мюнш стал дирижером. Но то, что дебют артиста от его широкой известности отделяют лишь немногие годы, не случайно. Вся его предыдущая жизнь с самого начала была наполнена музыкой и стала как бы фундаментом дирижерской карьеры.

Мюнш родился в Страсбурге, в семье церковного органиста. Все его четыре брата и две сестры, как и он, также были музыкантами. Правда, одно время Шарль задумал было изучать медицину, но вскоре твердо решил стать скрипачом. Еще в 1912 году он дал свои первый концерт в Страсбурге, а окончив гимназию, отправился в Париж учиться у знаменитого Люсьена Капе. Во время войны Мюнш служил в армии и был надолго оторван от искусства. После демобилизации он в 1920 году начал работать концертмейстером Страсбургского оркестра и преподавать в местной консерватории. Позже артист занимал аналогичный пост в оркестрах Праги и Лейпцига. Тут он играл с такими дирижерами, как В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, и сам впервые встал за дирижерский пульт.

В начале тридцатых годов Мюнш переехал во Францию и вскоре выдвинулся как одаренный дирижер. Он выступал с Парижским симфоническим оркестром, дирижировал «Концертами Ламурё», гастролировал по стране и за рубежом. В 1937—1945 годах Мюнш дирижировал концертами оркестра Парижской консерватории, оставаясь на этом посту и в период оккупации. В трудные годы он отказался сотрудничать с захватчиками и помогал движению Сопротивления.

Вскоре после войны Мюнш дважды — сначала самостоятельно, а затем с оркестром французского радио — выступает в США. Тогда же он был приглашен сменить уходившего в отставку Сергея Кусевицкого в качестве руководителя Бостонского оркестра. Так «незаметно» Мюнш оказался во главе одного из лучших оркестров мира.

В годы работы с Бостонским оркестром (1949-1962) Мюнш показал себя разносторонним, широко эрудированным музыкантом большого размаха. Помимо традиционного репертуара, он обогатил программы своего коллектива целым рядом произведений современной музыки, исполнил много монументальных хоровых произведений Баха, Берлиоза, Шуберта, Онеггера, Дебюсси. Дважды Мюнш и его оркестр совершали большие гастрольные поездки по Европе. Во время второй из них коллектив дал несколько концертов в СССР, где Мюнш позже снова выступал уже с советскими оркестрами.

Критика высоко оценила его искусство. Е. Рацер писал в журнале «Советская музыка»: «Наибольшее впечатление в концертах Мюнша остается, пожалуй, от воздействия самой личности артиста. Весь его облик дышит спокойной уверенностью и в то же время отеческой благожелательностью. На эстраде он создает атмосферу творческой раскрепощенности. Проявляя твердость воли, требуя, он никогда не навязывает свои желания. Сила его — в беззаветном служении любимому искусству: дирижируя, Мюнш отдается музыке целиком. Оркестр, публику он увлекает прежде всего потому, что увлечен сам. Увлечен искренне, радостно. В нем, как и в Артуре Рубинштейне (они почти сверстники), поражает молодой жар души. Настоящая горячая эмоциональность, глубокий интеллект, большая жизненная мудрость и юношеская пылкость, свойственные богатой художественной натуре Мюнша, предстают перед нами в каждом произведении все в новых и новых оттенках и сочетаниях. И, право, каждый раз кажется, что преобладает у дирижера как раз то качество, которое наиболее необходимо при исполнении именно данного произведения».

Все эти черты наиболее рельефно воплощаются в интерпретации Мюншем французской музыки, которая являлась сильнейшей стороной его творческого диапазона. Произведения Рамо, Берлиоза, Дебюсси, Равеля, Русселя и других композиторов разных времен находили в его лице тонкого и вдохновенного истолкователя, способного донести до слушателя всю красоту и вдохновенность музыки его народа. Менее удавались артисту классические симфонии крупного плана.

В последние годы Шарль Мюнш, оставив Бостон, вернулся в Европу. Живя во Франции, он продолжал активную концертную и педагогическую деятельность, пользуясь повсеместным признанием. Артисту принадлежит автобиографическая книга «Я — дирижер», вышедшая в 1960 году в русской переводе.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Юджин Гуссенс Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама