Музеи музыкальные — научные и культурно-просветительские учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры.
По содержанию и характеру можно выделить музеи: музыкальных инструментов, музыкально-мемориальные, музыкально-исторические, музыкально-театральные; существуют также музыкальные музеи смешанных типов. При многих музыкальных музеях имеются личные, документальные и др. архивы, библиотеки редких музыкальных изданий. В составе ряда исторических, художественных, театральных музеев есть музыкальные отделы. Экспозицию музейных музыкально-исторических памятников осуществляют также музыкальные разделы национальных, международных и всемирных выставок.
Музеи музыкальные в России и СССР
Частные собрания музыкальных инструментов существовали уже с 18 в. Во 2-й пол. 19 в. появились коллекции (преимущественно народных инструментов) при культурных учреждениях, например при Дашковском музее в Москве. Коллекция нар. инструментов, собранных А. Э. Эйхгорном в Ср. Азии, была в кон. 80-х гг. передана Моск. консерватории (в 1912 здесь был открыт Музей им. Н. Г. Рубинштейна, содержавший также архив и личные вещи композитора). В 80-90-е гг. экспозиция нар. инструментов (преим. народов России, а также заруб. Востока) имелась в Петерб. консерватории (её организатором был А. И. Рубец). В 1902 в репетиционном зале Придв. оркестра в Петербурге открылся организованный К. К. Штакельбергом муз. музей, в его составе были: муз. инструменты разных народов, нотные рукописи, редкие издания, иконография, акустич. приборы; демонстрировалось звучание инструментов. В 1894 в Клину основан первый мемориальный музей — Дом-музей П. И. Чайковского. Музей М. И. Глинки по инициативе Л. И. Шестаковой был открыт в 1896 в здании Петерб. консерватории (личные вещи, автографы, прижизненные издания, изобразит. материалы). После Окт. революции 1917 в составе Наркомпроса была образована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников. В 1917–18 национализированы важнейшие частные музеи. В янв. 1918 на 3-м съезде Советов было принято постановление о развитии музейного дела в стране, о необходимости превратить ценные собрания «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В 1921 В. И. Лениным подписан Декрет о национализации Дома-музея П. И. Чайковского, «сохранение которого в неприкосновенности имеет общегосударственное значение…».
Музыкальные музеи в СССР — центры музыкально-просветительской работы разнообразных форм (экскурсии, лекции, циклы историч. концертов, вечера народной музыки, концерты звукозаписи и др.). Музеи, располагающие архивно-рукописными фондами, осуществляют издание каталогов и публикации. Крупнейшие из них — Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Москва, 1943) — музыкально-исторический музей (синтетический по составу фондов), осуществляющий экспозиционную, просветит., н.-и. и публикаторскую деятельность; собрание муз. инструментов Ин-та театра, музыки и кинематографии (Ленинград, 1940): на его Постоянной выставке (с 1956) широко представлены инструменты народов СССР, инструменты симф. оркестров в их историч. развитии, роговой оркестр, мемориальные инструменты и др.; Коллекция уникальных муз. инструментов в Москве (осн. в 1919), содержащая собрание смычковых инструментов работы рус. и зап.-европ. мастеров.
Мемориальные музеи — Дом-музей П. И. Чайковского (Клин, 1894); Дом-музей П. И. Чайковского (Воткинск, 1940); Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин, 1944); Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1972; филиал Ленингр. театр. музея); Музей А. Н. Скрябина (Москва, 1922); Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского (Каменка, ныне Черкасской обл., 1940); Дом-музей З. Палиашвили (Тбилиси, 1959; является также респ. муз.-историч. музеем); Дом-музей З. П. Палиашвили (Кутаиси); Дом-музей Узеира Гаджибекова (Баку, 1967); Дом-музей У. Гаджибекова (Шуша); Дом-музей А. А. Спендиарова (Ереван); Дом-музей M. H. Чюрлёниса (Друскининкай); Дом-музей М. П. Мусоргского (с. Карево, Куньинский р-н Псковской обл., 1968). Все музеи (кроме последнего) расположены в зданиях, где родились или работали эти музыканты.
В союзных республиках организованы музеи, отражающие историю и совр. состояние их муз. культуры (муз. инструменты, рукописные, изобразит., печатные, историко-этнографич. материалы), в т. ч.: Музей театр., муз. и киноискусства УССР (Киев, с 1966; осн. в 1926 как Театр. музей Украины); Музей муз. культуры Азербайджана (Баку, 1967); Музей т-ра и музыки Эст. ССР (Таллин, 1941).
Музыкально-театральные музеи отражают преим. историю развития отд. т-ров и существуют при этих т-рах: при Большом т-ре СССР, Ленингр. т-ре оперы и балета, Ленингр. Малом т-ре оперы и балета, Укр. т-ре оперы и балета, Груз. т-ре оперы и балета и др. Разделы, освещающие развитие рус. дореволюционного и сов. муз. т-ра, имеются в Центр. театр. музее им. Бахрушина (Москва), Ленингр. театр. музее, театр. музее Грузии (Тбилиси) и др.
Зарубежные музеи музыкальные
Наиболее многочисленны музеи (коллекции) музыкальных инструментов; уже в 16–17 вв. в Европе получили известность нек-рые собрания (напр., коллекция Ф. Медичи, Флоренция, 17 в.). Во 2-й пол. 19 в. значит. коллекции муз. инструментов существовали в музеях мн. городов Европы и Америки, появлялись и самостоят. муз. музеи, в их числе — музей муз. инструментов при Парижской консерватории (1864), в Лейпциге (1883), Берлине (1888), в Брюсселе, Стокгольме, Познани, Будапеште и др. (мн. отличались полнотой собраний и уникальностью экспонатов). Создавались многочисленные коллекции музыкальных инструментов (а также собрания материалов и документов, освещающих историю музыки и нар. творчество) при уч. заведениях и в составе музеев др. профилей. Мемориальные музеи возникли в Австрии в 80-90-х гг. 19 в. (В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна) и получили распространение гл. обр. в Европе. Наряду с мемориальными (Дома-музеи И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф. Листа, Э. Грига, Дж. Пуччини и др.) появлялись музеи, экспонирующие мемориальные предметы в зданиях, не связанных с биографией того или иного композитора; часто они являлись центрами собирания и исследования рукописных и иных материалов (Муз. музеи Б. Сметаны и А. Дворжака в Праге, Ф. Шопена в Варшаве и др.). Менее распространены муз. музеи историко-документального типа (Дармштадт, Фрейбург — ФРГ; при Муз. об-ве им. С. Монюшко, Варшава — ПНР).
В 20 в. наиболее значительные собрания музыкальных инструментов находятся в Европе:
• Австрия: Арнфельс — в составе М. нар. творчества. Вена — в Австрийском музее нар. иск-ва.
• Бельгия: Антверпен — Муз. М. (старинные инструменты). Брюссель — М. инструментов (народов мира) при консерватории.
• Болгария: Пловдив — в Этнографич. М. София — коллекция при Ин-те музыковедения АН.
• Великобритания: Брентфорд — Британский музей фортепьяно (в т. ч. механич.). Кардифф — в Уэльском народном музее. Лондон — Музей инструментов при Корол. муз. колледже; в Музее Хорнимен (этнографич.); в Музее Виктории и Альберта. Норидж — в Церковном музее Сент-Питер Хангейт. Оксфорд — в Музее Питт Риверс (при ун-те). Терсфорд — Музей оргбнов и машин и др.
• Венгрия: Будапешт, Секешфехервар и др. — в составе исторических и антропологических музеев.
• ГДР: Лейпциг — Муз.-историч. М. (европ. инструменты от ср. веков до современных; механич.); при Ун-те им. К. Маркса. Маркнёйкирхен — М. муз. инструментов (нар., механич.). Отделы и коллекции: Аугсбург — в Историко-краеведч. М., Гота — в Театр. М., Мейнинген — в М. Шлос-Элизабетенбург, Циттау — в Городском М. и др.
• Греция: Афины — в составе Н.-и. центра нар. иск-ва Афинской академии. Янина — в М. нар. иск-ва.
• Дания: Копенгаген — Муз. М. (инструменты народов Европы, Индии, Японии и др.).
• Зап. Берлин — М. муз. инструментов (европ. в историч. развитии, народов мира); в М. нар. иск-ва (инструменты неевроп. культур).
• Испания: Барселона — в составе М. музыки. Гийон (Астурия) — Междунар. М. волынок.
• Италия: Кремона — музей А. Страдивари. Mилан — М. старинных муз. инструментов. Mодена — отдел Городского М. истории иск-в. Неаполь — в Муз.-историч. М. при консерватории (старинные инструменты). Палермо — в Этнографич. М. Триест — в Городском театр. М. Флоренция — при Консерватории им. Керубини (в т. ч. инструменты великих итал. мастеров).
• Нидерланды: Гаага — в Муниципальном музее. Утрехт — при Ун-те, и др.
• Норвегия: Драммен — в краеведч. М. Тронхейм — в Рингве-музее (европ. инструменты в историч. развитии).
• Польша: Познань — М. муз. инструментов (польские народные от 11 в., европ. и неевроп. от 16 в.). Лодзь — отдел в М. муз. культуры (народные); в составе музеев: Истебне — Бескидский дом творчества, Олива, Торунь — Этнографич. музеи, Ченстохова — Художеств.-историч. М.; и др.
• Португалия: Лисабон — М. инструментов (нац. инструменты, европ. от 16 в., инструменты бывших колоний); отделы: в М. культового иск-ва; в Этнографич. музее.
• Румыния: Бухарест — в М. нар. иск-ва. Яссы — в Этнографич. М.
• Финляндия: Tурку — отдел нац. и др. муз. инструментов в Музее Я. Сибелиуса.
• Франция: Pариж — при консерватории (от эпохи Возрождения до совр.). Отделы и коллекции: Maрсель — М. изобразит. иск-ва, Варзи — М. нар. иск-ва, Монлюсон — М. старинных замков (история и производство струнных инструментов) и др.
• ФРГ: Мюнхен — Гор. коллекция муз. инструментов (европ. и неевроп.). Нюрнберг — в Нем. певческом М. Эрланген — Собрание муз. инструментов при Ун-те Эрланген — Нюрнберг. Отделы и коллекции: Альсфельд, Бинген, Бохум, Вольфах, Миттенвальд, Регенсбург, Эрдинг и др. — в краеведч. М., Гейдельберг — в М. истории культуры при ун-те, Ингольштадт — в Историч. М., Киль — в М. нар. иск-ва, Штутгарт — в Вюртембергском историч. М. и др.
• Чехословакия: Братислава — в Нар. М. Брно — в муз. М. (отдел Моравского М.). Прага — в муз. М. (отдел Нар. М.)
• Швейцария: Базель — Собрание старинных муз. инструментов (от 16 в.). Женева — М. старинных муз. инструментов; в Этнография. М. Оберзон — М. старинных механич. инструментов. Отделы: Цюрих — в М. художеств. ремёсел, Шо де Фон — в М. часов (муз. шкатулки) и др.
• Швеция: Стокгольм — М. муз. инструментов (нар. европ. и неевроп., симф. оркестра).
• Югославия: Белград — в Этнографич. М.
На Американском континенте значит. количество собраний муз. инструментов имеется в США (св. 150):
• Нью-Йорк — отдел в Метрополитен-музее. Вашингтон — в музее африканского иск-ва. Муз. музеи, имеющие отдел муз. инструментов: Динсборо (в т. ч. шарманки, муз. шкатулки), Сент-Пол, Уискассет (в т. ч. клавишные, механич.) и др. Существуют коллекции при ун-тах: Йельском (Нью-Хейвен), Мичиганском (Анн-Арбор), при мн. колледжах, в составе музеев др. профилей, напр. в Музее нар. музыки (Нашвилл), в Музее изобразит. иск-ва (Санта-Барбара) и др., в историч. и краеведч. М. общего типа в большинстве штатов.
• Канада: Оттава — в Нац. музее. Отделы: Боуманвилл, Галифакс, Килларни — в историч. музее Саскатун — в музее укр. культуры и др.
• Куба: Гавана — Музей муз. культуры.
Из музеев южноамериканских государств самый крупный в Экуадоре — М. муз. инструментов «Пабло Траверсари» (Кито), здесь собрано ок. 2000 инструментов, представляющих европ. и амер. (от времён инков) муз. культуру. Коллекции муз. инструментов имеются в Аргентине — М. нар. иск-ва «Хосе Эрнандес» (Буэнос-Айрес), М. т-ра и музыки (Кордова); в Бразилии — при Центре фольклорных исследований Бразильского ун-та (Рио-де-Жанейро), в Мексике — в М. иск-в «Хосе Луис Бельо и Гонсалес» (Мехико).
Муз. инструменты стран Азии и Африки собираются и экспонируются преим. в нац. музеях — исторических, этнографич. и др.
Основные мемориальные музыкальные музеи и исследовательские центры (в скобках — год основания музея и страна на 1975):
• И. С. Баха — Арнштадт (1935), Лейпциг (1950), Эйзенах (1907), все — в ГДР.
• В. Беллини — Катания (Италия). Г. Берлиоза — Ла-Кот-Сент-Андре (Франция).
• Л. Бетховена — Бонн (ФРГ, 1889), Вена (Австрия).
• Р. Вагнера — Байрёйт (ФРГ, 1924), Люцерн (Швейцария, 1933), Эйзенах (ГДР, 1897, также поэта Ф. Рёйтера).
• К. М. Вебера — Дрезден (ГДР, 1948).
• Й. Гайдна — Вена (1899), Эйзенштадт (1935), Рорау (1958), все — в Австрии.
• Г. Ф. Генделя — Галле (ГДР, 1948).
• Э. Т. А. Гофмана — Бамберг (ГДР, 1926).
• Э. Грига — Трольхауген (Норвегия, 1925).
• И. Н. Гуммеля — Братислава (ЧССР).
• A. Дворжака — Прага (1932), Нелагозевес (оба — в ЧССР).
• С. П. Дягилева — Венеция (Италия, 1970).
• Э. Изаи — Льеж (Бельгия).
• Ф. Легара — Бад-Ишль (Австрия, 1959).
• Ф. Листа — Веймар (ГДР, 1956); Будапешт, Шопрон (Венгрия).
• B. А. Моцарта — Зальцбург (1880; там же, 1914, там же, 1955 — «Моцартеум»), Вена (1941) (оба — в Австрии), Прага (ЧССР), Аугсбург (ФРГ, 1937).
• К. Нильсена — Оденсе (Дания).
• Дж. Пуччини — Торре-дель-Лаго (Италия).
• М. Равеля — Монфор-л’Амори (Франция).
• Дж. Россини — Пезаро (Италия, 1896).
• Я. Сибелиуса — Турку (Финляндия, 1926).
• Б. Сметаны — Прага (ЧССР, 1928).
• И. Ф. Стравинского — Венеция (Италия, 1974).
• Р. Франца — Галле (ГДР, 1952).
• Ф. Шопена — Желязова-Воля (1932), Варшава (1953) (оба — в Польше).
• Л. Шпора — Кассель (ФРГ, 1908).
• Р. Штрауса — Гармиш-Партенкирхен (ФРГ).
• Ф. Шуберта — Вена (Австрия, 1908).
• Р. Шумана — Цвиккау (ГДР, 1910).
• Дж. Онеску — Бухарест (1956), Дорохой (оба — в Румынии).
• Л. Яначека — Брно (ЧССР, 1959).
Музыкально-театральные музеи существуют при многих театрах, наиболее крупные — в «Ла Скала» (Милан), в «Ковент-Гарден» (Лондон).
Литература: Петухов М., Опыт систематического каталога Инструментального музея С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1893; Ник. Ф (Финдейзен Н.). Музей придворного оркестра, «РМГ», 1903, No 41; Museums of the World. A directory оf 17 500 museums in 150 countries, including a subject index, Munch., 1975; См. также лит. при статьях Дом-музей П. И. Чайковского, Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова, Музей А. Н. Скрябина.
Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.