Мюзик-холл

Категории словаря

англ. music — музыка, hall — зал; музыкальный зал, концертный зал

Вид эстрадного театра. Программы М.-х. состоят из небольших номеров разных жанров, составляющих музыкально-эстрадные концерты или тематически и сюжетно цельные музыкально-эстрадные спектакли (обозрения, ревю). Возник М.-х. в Лондоне; отдалённые истоки его - любительские выступления посетителей одной из окраинных таверн, исполнявших (для развлечения) старинные народные песни. Её владелец Чарлз Мортон (1819-1904), прозванный впоследствии в Англии "отцом мюзик-холла", по-деловому оценил эту инициативу и стал вводить в практику кабачка выступления проф. артистов: сначала гл. обр. певцов, потом акробатов, фокусников и т. д. Само название "Мюзик-холл" утвердилось, однако, позднее, когда тот же Ч. Мортон в 1848 организовал первое предприятие такого рода - Canterbury Hall. Почин имел успех - М.-х. получил распространение в Англии и за рубежом. С 1880-х гг. М.-х. стали исключительно зрелищными предприятиями без прежних "ресторанных" функций. Крупнейшие английские (гл. обр. лондонские) М.-х. (периодически прерывали деятельность или же реорганизовывались в театры других жанров): Холборнский (1860-1941), Оксфордский (по названию улицы, на к-рой он помещался, 1861-1921), Эмпайр (1884-1927), Альгамбра (1854-1936), Колизей (1904-14), Метрополитен (с 1862). Среди известных артистов М.-х. - Ж. Грей, Г. Клифтон, Л. Коллинз, К. Ланнер, бр. Ганлон-Ли, М. Ллойд, Дж. Роби, сёстры Лимер, Г. Тент, Литл Тич.

Развитие М.-х. в других странах шло в основном тем же путём: от баров, салонов, кафе-шантанов, кафе-концертов, театров-кабаре, неизменных песенных программ - Tour de chant - к М.-х. как высшей форме эстрадных театров. В М.-х. разных стран сложились свои индивидуальные жанровые особенности: во Франции и в Италии преобладают вокальные, музыкально-инструментальные и телевизионные формы, в Германии - речевые и эстрадно-цирковые, в США - эстрадно-водевильные, эксцентрические с "гёрлс" (girls) в качестве одного из ведущих компонентов мюзик-холльного представления. Наиболее известные М.-х.: Казино де Пари, Фолибержер, Муленруж, Олимпик - во Франции; Салон Маргерит, Умберто, Эден - в Италии; Водевиль, Бурлеск, Радио-сити - в США; Винтергартен, Фридрихштадт-Палас - в Германии. Среди известных мастеров зарубежных мюзик-холлов: Жозефина Бейкер, Иветт Гильбер, Клео де Мерод, Боби Кларк, Жанна Мистенгет, Эдит Пиаф, Морис Шевалье.

В дореволюционной России М.-х. фактически не существовало. Начало поисков в этой области относится к 1927-28, когда были открыты первые М.-х. в Москве (1927, в помещении нынешнего т-ра Сатиры) и в Ленинграде (1928, в оперном т-ре Народного дома, позже - в здании нынешнего Ленинградского т-ра музыкальной комедии). Перед ними стояла задача - создать М.-х., где тематически актуальные сюжетные спектакли воплощались бы с помощью всех разнообразных средств т. н. малых форм иск-ва. В конце 20-х-30-е гг. были показаны постановки: "Чудеса XXI века, или Последний извозчик Ленинграда", "С неба свалились", "Небесные ласточки", "Условно убитый", "Туда, где льды", "Букет моей бабушки", "Шестая мира", "Артисты варьете", "Как 14-я дивизия в рай шла", "Под куполом цирка" и др. Наибольший успех сопутствовал трём последним спектаклям, в к-рых зрелищная яркость (художники M. Левин, M. M. Сапегин), выразительность музыки (комп. Дм. Я. Покрасс, Л. М. Пульвер) сочетались с актуальной тематикой, своеобразием сюжета, высоким мастерством исполнителей (Г. И. Афонин, Б. С. Борисов, Ю. С. Глизер, Рина Зелёная, В. А. Лепко, M. M. Миронова, В. Г. Токарская, Н. П. Смирнов-Сокольский, Б. М. Тенин). Начало нового этапа иск-ва М.-х. связано с открытием московского Мюзик-холла во главе с Л. Б. Мировым и А. П. Конниковым. 1-я постановка этого театра - "Когда загораются звёзды", за ней последовали "Москва - Венера, далее везде..." (1961), "Тик-Так, или Московское время" (1963), "Все цвета радуги" (1965), "Сто один день в Париже" (1966), "Я - песня" (1968), "Красная стрела прибывает в Москву" (1973). В 1966 организован ленинградский Мюзик-холл (рук. И. Я. Рахлин), в к-ром пост.: "Нет тебя прекрасней" (1967), "Миллион новобрачных" (1971), "От сердца к сердцу" (1975). Возникли М.-х. Киевский, Ташкентский, Тбилисский.

Литература: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963, с. 227-248; Гершуни Евг., Рассказываю об эстраде,Л., 1968, с. 86-102; Черейский И., Десять лет спустя, "Театр", 1970, No12; Энтелис Л., Не так блестит, как хочется, "Советская эстрада и цирк", 1971, No 7; Луцкая Е., Праздник на целый вечер, там же, 1971, No 12.

A. Я. Шнеер


Вид эстрадного театра. Непременно включает танцевальные номера. Наиболее типичны женские массовые т. н. "танцы гёрлс", возникшие в кон. 19 в. в Великобритании - родине М.-х. В представление входят также танцы мужские и массовые смешанного состава, выступления солистов. Для "танцев гёрлс" (обычно исполнительницы выстроены по росту - "лесенкой") характерны линейный рисунок и синхронное исполнение одинаковых движений. В России с "танцами гёрлс" впервые в нач. 20 в. выступали англ. гастролёрши. В первых сов. М.-х. (в Москве и Ленинграде со 2-й пол. 20-х гг.) танц. коллективы заняли в программах ведущее место. Их создателем был К. Я. Голейзовский. Новшеством его постановок была тесная связь танц. номеров с драматургией представления в целом. Более богатой в них стала танцевальная лексика. Голейзовский использовал ритмич. движения, элементы физкультурных упражнений и движения нар. танцев, что требовало от исполнительниц, помимо хороших внешних данных, владения танц. техникой и навыками актёрской игры. Наиболее значительные постановки Голейзовского в М.-х. - танец "30 английских гёрлс", "Чаплиниада", "Семья народов". Хореографич. сценки и сюжеты, подчас на остросоциальные темы, были созданы балетмейстерами Н. А. Глан и Э. И. Мэй в представлении "Как 14-я дивизия в рай шла" (Московский М.-х., 1932), В. Ф. Друцкой в номере "Женевская мирная конференция" (Ленинградский М.-х., 1931), Н. С. Холфиным в сюите "Морской скетч" (Московский М.-х., 1930). С сер. 30-х гг. в программах М.-х. участвовали эстрадные танцовщики - исполнители акробатич. дуэтов: Л. Ивер и А. Нельсон, М. И. Понна и А. И. Каверзин, А. А. Редель и М. М. Хрусталёв, В. П. Сергеева и А. В. Таскин. С народно-характерными номерами выступали Н. Базарова и Д. Бельский, Л. А. Спокойская, создавшая серию "социальных портретов". Во вновь открытом в 1960 Московском М.-х. связующим элементом представления стал женский танц. ансамбль "Радуга" под рук. Холфина, состоящий из разносторонне одарённых танцовщиц (иногда они исполняли игровые и вокальные номера). Лучшие танц. номера, пост. Холфиным ("Дождь над Москвой", "Когда танцует рояль" и др.), органично входили в представления. В Ленинградском М.-х. (вновь создан в 1967) возникла танцевальная группа смешанного состава (с танцовщицами жанра "травести"). В первой программе "Нет тебя прекрасней" (1967), так же как и в последующих, наиболее удачные номера, пост. балетм. Н. С. Годенко, отличались оригинальностью замысла и чёткой драматургией ("Вологодские кружевницы", "Северное сияние", "Новгородские ложечники"). Ряд пост. Ленинградского М.-х. осуществили И. Д. Бельский, В. А. Манохин, Г. А. Майоров, В. Н. Елизарьев, балетмейстеры из ГДР Г. Вальтер и Д. Зейферт.

В М.-х., возникших в 70-е гг. в Азербайджане, Грузии, Узбекистане, республиках Прибалтики, основу репертуара составляют женские массовые танцы. В Киевском М.-х. (организован в 1978) участвует танц. коллектив смешанного состава. Бульшая часть программы этого М.-х. ("Снимаемся в ревю", в т. ч. "Кадриль", "Как в кино" и др.) пост. на материале нар. танца Б. Н. Каменьковичем, мастером танцевально- игровой миниатюры. В спектаклях М.-х. 70-х гг. почти отсутствует сольный танец. Всё большее место в них занимает массовый танец, являющийся связующим элементом программы или своеобразной интермедией, вводящей зрителя в атмосферу действия.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Мелизмы Термины и понятия
Веризм Течения в искусстве

рекомендуем

смотрите также

Туба Музыкальные инструменты
Цитра Музыкальные инструменты
Карельская музыка Национальные культуры
Эфы Музыкальные инструменты
Саратов Города
Оперные фестивали Опера, вокал, пение
Мелодрама Музыкальные жанры
Тибетская музыка Национальные культуры
Чеченская и ингушская музыка Национальные культуры
Период Термины и понятия

Реклама