
Найдёнов Асен Яков (12 IX 1899, Варна — 10 IX 1995, София) — болгарский дирижёр. Народный артист НРБ (1952). Герой Социалистического Труда. Член Болгарской коммунистической партии с 1946.
Учился у Й. Маркса (теория музыки и композиции) в Вене (1920), у И. Тренера и С. Креля (композиция, теория, контрапункт) и Р. Тейхмюллера (фортепиано) в консерватории в Лейпциге (1921–23). Одновременно брал уроки дирижирования у Хохкофлера. Совершенствовался у Б. Паумгартнера и Б. Вальтера в Зальцбурге (1930). С 1923 дирижёр Софийской народной оперы, где в 1931 поставил оперу «Дон Паскуале» Доницетти. В 1933 основал хор «Родина» (руководил до 1937). В 1940–62 главный дирижёр Софийской народной оперы, где наряду с современными болгарскими и западно-европейскими классическими операми поставил ряд русских и советских произведений. Гастролировал во многих странах Европы; в Государственной опере в Берлине поставил «Хованщину» (1958).
Работал в СССР, участвовал в постановках ряда опер в Малом театре оперы и балета в Ленинграде («Отелло», «Принцесса Турандот» Пуччини, «Ромео, Джульетта и тьма» К. В. Молчанова, 1962–63), в Большом театре СССР («Дон Карлос» и «Риголетто», обе в 1963), дирижировал операми «Борис Годунов», «Летучий Голландец», «Аида», «Пиковая дама» и др.
С наибольшим успехом исполняет оперы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, а также болгарских композиторов — Н. Князева, П. Владигерова, Л. Пипкова, П. Хаджиева и М. Големинова (также его балеты), балеты Ф. Кутева и др. Выступает и как симфонический дирижёр с произведениями классических, романтических и современных западно-европейских и советских композиторов. Для исполнительской манеры Найдёнова характерны тонкое чувство стиля, строгость художественных концепций, ансамблевое мастерство. Димитровская премия 1-й степени (1950, 1952, 1959).
Литература: Козловский И., Разговор с друзьями, «Театр», 1954, No 3, с. 103–17; Современные дирижеры, составители Григорьев Л., Платек Я., М., 1969; 50 години Народна опера. (Юбилеен сборник), София, 1959; Разбойников Ст., Доайен на оперния пулт, «Българска музика», 1969, No 9.
А. Абаджиев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Когда несколько лет назад Болгарское радио и телевидение решило провести цикл открытых концертов под общим названием «Знаменитые артисты», то почетного права выступить в первом концерте был удостоен народный артист республики Асен Найдёнов. И это естественно, ибо Найденов справедливо считается «старейшиной» болгарской дирижерской школы.
Уже давно возглавляет Найденов Софийскую народную оперу. Многие славные страницы истории этого театра — колыбели национального музыкально-сценического искусства — неразрывно связаны с его именем. Болгарские любители музыки обязаны ему не только знакомством с десятками произведений классической и современной музыки, — они в значительной степени обязаны ему и воспитанием целой плеяды талантливейших артистов, составляющих ныне гордость национального искусства.
Талант и мастерство артиста покоятся на прочном фундаменте богатого опыта, широкой эрудиции и глубокого знания инструментального и вокального музицирования. Еще в юношеские годы Найденов, уроженец Варны, изучал игру на фортепиано, скрипке, альте; будучи гимназистом, он уже выступал как скрипач и альтист в школьном, а затем городском оркестрах. В 1921—1923 годах Найденов прошел курс гармонии и теории в Вене и Лейпциге, где его учителями были й. Маркс, Г. Адлер, П. Тренер. Многое дала музыканту и атмосфера художественной жизни этих городов. Вернувшись на родину, Найденов стал дирижером оперного театра.
В 1939 году Найденов возглавил музыкальную часть Софийской народной оперы, а с 1945 года официально носит звание главного дирижера театра. С тех пор он продирижировал сотнями спектаклей. Репертуар Найденова поистине безграничен и охватывает произведения нескольких веков — от истоков оперы до произведений наших современников. Под его руководством театр вырос в один из лучших оперных коллективов Европы и подтвердил свою репутацию во время многочисленных зарубежных гастролей. Сам дирижер также неоднократно выступал в разных странах, в том числе в СССР. Он участвовал в создании спектакля «Дон Карлос» на сцене Большого театра, дирижировал здесь же «Аидой», «Летучим голландцем», «Борисом Годуновым», «Пиковой дамой»; в Ленинградском Малом оперном театре руководил постановкой опер «Отелло», «Турандот», «Ромео, Джульетта и тьма» Молчанова, в Риге под его управлением шли «Кармен», «Пиковая дама», «Аида»...
Советские музыканты и слушатели высоко оценили талант А. Найденова. После его гастролей в Москве газета «Советская культура» писала: «Дирижерское искусство А. Найденова — искусство мудрой простоты, рождающееся из глубочайшего проникновения в музыку, замысел произведения. Дирижер каждый раз как бы заново творит спектакль на наших глазах. Раскрывая индивидуальность артиста, он ненавязчиво, но твердо объединяет всех участников спектакля в подлинный оперный ансамбль. Это и есть высший род дирижерского мастерства — внешне его не видишь, но и в частностях, и в целом чувствуешь ежеминутно! Найденов поражает естественностью, редкой убедительностью взятых им темпов. Это одно из важнейших качеств его музыкальной интерпретации: еще Вагнер отмечал, что «в верном темпе уже заключается знание дирижером верной трактовки». Под руками Найденова в буквальном смысле слова «все поет», он стремится к пластичности, предельной мелодической законченности фразы. Жест его лаконичен, мягок, но вместе с тем он ритмически импульсивен, ни малейшего намека на «рисовку», ни одного жеста «на публику».
Найденов — прежде всего оперный дирижер. Но он охотно выступает и в симфонических концертах, главным образом в классическом репертуаре. Здесь, как и в опере, он известен прежде всего отличной интерпретацией болгарской музыки, а также творчества русских классиков, особенно Чайковского. В первые годы своей артистической деятельности Найденов выступал также с лучшими болгарскими хорами.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969