англ. the neapolitan sixth, нем. neapolitanischer Sextakkord, neapolitanische Sexte, чеш. neapolsky sextakord, frygicky sextakord
Секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. с." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы кон. 17 в. (в частности, у А. Скарлатти, напр. в опере "Розаура"). Однако термин условен, т. к. H. с. появился задолго до неаполитанской школы (у Я. Обрехта, 2-я пол. 15 в.).
Я. Обрехт. Месса "Salva diva parens", Credo, Confiteor, такты 34-36.
Он широко распространён у композиторов различных стран и народов (напр., у Л. Бетховена). Автором термина "Н. с", возможно, является Л. Буслер (1868), хотя имеются сведения (X. Риман) о давнем его применении англ. теоретиками (в англ. терминологии есть ещё три "сексты": "итальянская"-аккорд типа as-c-fis, "французская" - as-c-d-fis и "немецкая" - as-c-es-fis). В звуковой системе мажорно-минорной гармонич. тональности, все ступени к-рой охватываются цепочкой из 11 квинт (от центр. тонич. квинты - 5 вниз и 5 вверх), характерный звук Н. с. - II низкая ступень - достигается наибольшим углублением в сторону бемолей (и поэтому зеркально противоположен другому важному недиатонич. звуку - "лидийской" высокой IV ступени; см. Наклонение.) Отсюда сгущённо-мрачный оттенок, свойственный ладовой (фригийской) окраске Н. с. (ещё более мрачная окраска присуща минорному варианту Н. с, напр. fes-as-des в C-dur или c-moll). Функционально Н. с. - "крайняя" субдоминанта, предел движения в этом направлении (что даёт возможность использования Н. с. в качестве критич. точки гармонич. развития; см., напр., кульминацию пассакальи c-moll для органа И. С. Баха).
И. С. Бах. Пассакалья c-moll для органа.
В рамках 7-ступенной диатоники или 10-ступенной мажорно-минорной системы, напр., при тонике С - системы:
звук II низкой ступени, оказавшийся за пределами осн. ступеней, должен был объясняться как альтерация, недиатонический вспомогательный как заимствование из звукоряда др. тональности (минорной субдоминанты) или из др. лада (фригийского) при той же тонике (см. обзор литературы в книге В. О. Беркова). Мн. исследователи справедливо трактовали Н. с. как самостоят. гармонию, а не как хроматически видоизменённый (альтерированный) аккорд (О. Савар, Р. Луи, Л. Тюиль и др.). По наблюдению В. О. Беркова, в муз. практике почти нет примеров образования Н. с. альтерационным путём. Наиболее правильна трактовка Н. с. как неальтерированной гармонии, принадлежащей двенадцатизвуковой ладовой системе ("хроматической", по Г. Л. Катуару; "двенадцатизвучной диатонической", по А. С. Оголевцу). Помимо Н. с, "неаполитанская" гармония (чеш. frygicke akord)
Л. Бетховен. 3-я симфония, часть I.
применяется в виде трезвучия (Л. Бетховен, соната ор. 57, ч. 1, тт. 5-6), квартсекстаккорда (Ф. Лист, 1-й концерт, т. 4), септаккорда (также в обращении) и даже отдельного звука.
Л. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром, часть I.
Литература: Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Поли. собр. соч., т. IV, М., 1960; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946; Берков В., Гармония и музыкальная форма, М., 1962, под загл.: Формообразующие средства гармонии, М., 1971; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, N. Y. - L., 1893 (в рус. пер. - Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, (1901)); Reger М., Beitrдge zur Modulationslehre, Mьnch., 1903, 1922 (в рус. пер. - О модуляции, Л., 1926); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. - Stuttg., 1906, W., 1956; Handke R., Der neapolitanische Sextakkord in Bachscher Auffassung, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 16, Lpz., 1920; Montnacher J., Das Problem des Akkordes der neapolitanischen Sexte..., Lpz., 1934; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Stephani H., Stadien harmonischer Sinnerfьllung, "Musikforschung", 1956, Jahrg. 9, H. 4; Janecek К., Harmonie rozborem, Praha, 1963.
Ю. H. Холопов