Вацлав Нёйман (Нойман)

Дата рождения
29.09.1920
Дата смерти
02.09.1995
Профессия
Страна
Чехия
Вацлав Нёйман (Нойман)

Нёйман (Нойман), Вацлав (чеш. Václav Neumann; 29 сентября 1920, Прага — 2 сентября 1995, Вена) — чешский дирижёр. Народный артист ЧССР (1977).

В 1944 окончил Пражскую консерваторию по классам скрипки у Й. Мицки и дирижирования у П. Дедечека и М. Долежила. Играл на альте в квартете им. Б. Сметаны (1943–47), затем в симфоническом оркестре Чешской филармонии в Праге (с 1948 его дирижёр). Дирижировал также оркестром Чехословацкого радио. Был главным дирижёром симфонических оркестров в Карлови-Вари (1951–53), Брно (1953–56), Праге.

Участвовал как дирижёр в ряде постановок берлинской «Комише опер» (1955–60), где (совместно с В. Фельзенштейном) поставил оперу «Приключения Лисички-плутовки» Л. Яначека (1956); гастролировал с этим театром в Париже, Висбадене, Венеции, а также Москве (1959). Главный дирижёр оркестров Гевандхауза, Государственной оперы в Лейпциге (с 1964) и Чешской филармонии (с 1968), генерал-музик-директор Штутгартской государственной оперы (1970–73). Выступал во многих странах Европы.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Хрупкая фигура, тонкая голова, аскетические черты лица — большего контраста с могучим обликом Франца Конвичного трудно и представить себе. Противопоставление, однако, напрашивается, так как пражанин Вацлав Нёйман теперь стал преемником Конвичного в роли руководителя оркестра «Гевандхауз»,— писал несколько лет назад немецкий музыковед Эрнст Краузе.

На протяжении многих лет Вацлав Нёйман отдает свой талант сразу двум музыкальным культурам — чехословацкой и немецкой. Его плодотворная и многогранная деятельность разворачивается как в музыкальном театре, так и на концертной эстраде, охватывая все более широкий круг стран и городов.

Еще сравнительно недавно Нёйман был мало известен — сегодня о нем говорят как об одном из одареннейших и самых своеобразных дирижеров послевоенного поколения.

Родина артиста — Прага, «консерватория Европы», как ее издавна прозвали музыканты. Как и многие дирижеры, Нёйман — воспитанник Пражской консерватории. Его учителями там были П. Дедечек и В. Талих. Начинал он с игры на оркестровых инструментах — скрипке, альте. Восемь лет был участником известного квартета имени Сметаны, исполняя в нем партию альта, работал в оркестре Чешской филармонии. Нёймана не оставляла мечта стать дирижером, и он добился своего.

Первые несколько лет он работал в Карловых Варах и Брно, а в 1956 году стал дирижером Пражского городского оркестра; тогда же Нёйман впервые выступает за пультом берлинского театра «Комише опер». Прославленный руководитель театра В. Фельзенштейн сумел почувствовать в молодом дирижере родственные ему черты — стремление к верной, реалистичной передаче произведения, к слиянию всех компонентов музыкального спектакля. И он пригласил Нёймана занять пост главного дирижера театра.

Нёйман оставался в «Комише опер» более пяти лет — с 1956 по 1960 год, а впоследствии выступал здесь как дирижер-гастролер. Работа с выдающимся мастером и одним из лучших ансамблей дала ему необычайно много. Именно в эти годы сформировался своеобразный творческий облик артиста. Плавные, словно идущие «с музыкой» движения сочетаются у него с резкой, четкой акцентировкой (при которой его дирижерская палочка словно «целится» в инструмент или группу); дирижер обращает особое внимание на градации звучаний, добиваясь больших контрастов и ярких кульминаций; ведя оркестр экономными движениями, он использует все возможности, вплоть до мимики, чтобы донести до оркестрантов свои намерения.

Внешне малоэффектная, строгая дирижерская манера Нёймана обладает большой захватывающей и впечатляющей силой. В этом москвичи могли убедиться неоднократно — как во время выступлений дирижера за пультом театра «Комише опер», так и позже, когда он приезжал к нам с оркестром Пражской филармонии. С этим коллективом он вновь работает регулярно с 1963 года. Но Нёйман не порывает и с творческими коллективами ГДР — с 1964 года он работает музыкальным директором Лейпцигской оперы и оркестра «Гевандхауз», ведет спектакли в Дрезденской опере.

Талант Нёймана как симфонического дирижера особенно ярко проявляется в интерпретации музыки его соотечественников — например, цикла поэм «Моя родина» Сметаны, симфоний Дворжака и произведений Яначека и Мартину, национальный дух и «сложная простота», которых близки дирижеру, а также современных чешских и немецких авторов. К числу его излюбленных композиторов относятся также Брамс, Шостакович, Стравинский. Что же касается театра, то здесь среди лучших работ дирижера необходимо назвать «Сказки Гофмана», «Отелло», «Лисичку-плутовку» в «Комише опер»; «Катю Кабанову» и «Бориса Годунова» в редакции Шостаковича, поставленных им в Лейпциге; оперу Л. Яначека «Из мертвого дома» — в Дрездене.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама